Книга: «Преображенское кладбище и его прошлое»
ГЛАВА II
Откуда произошли федосеевцы-беспоповцы.
Посмотрим же теперь, какие последствия принесла ветковская церковь, основанная расстригою Феодосием и им же освященная без диакона, без архиерейского благословения, которое по правилам необходимо.
А произошло следующее. Из первоначальных основателей раскола, о которых мы упоминали, многие померли, другие разбрелись по разным местам, а через несколько лет и все попы старого посвящения, бывшего по мнению раскольников во время благочестия, перевелись.
Явилось, следовательно, новое затруднение и новое толкование о священнослужителях.
Одни говорили: «последнее время настало, священство православное погибе на земли и благодать хиронии купно с нашими скончавшимися отцами в небо преселилось». Другие, судя по нуждам и немощам своим, толковали дело иначе, а именно: попы в обществе необходимы, ибо без них ни крещения, ни брака, ни чистительных молитв рождающимся дать нельзя, не говоря уже о больших таинствах; всем же девственное житие преходить невозможно. А потому надо принимать попов нового посвящения, как и в древности мы от разных еретиков к нашей православной церкви принимали священников и даже самых епископов. Эти последние толкователи даже и правило приискали в кормчей книге на свое толкование. Но так как и первая и другая сторона остались при своем мнении, несмотря на многие споры, то вследствие этого учинили между староверами раздел, т. е. одни остались без священства, следовательно, и без всех таинств; другие по необходимости начали набирать к себе беглых попов нового посвящения, как бы переходящих от ересей к благочестию.
Беспоповщина разделяется на пять главных сект, именно: 1) на Поморян, 2) Федосеевщину, 3) Филипопов (они же сожигатели и морельщики), 4) Нетовщину, или Спасово согласие, и 5) Пастухово, или адамантово. Каждая из этих сект имеет собственные подразделения.
Прежде чем обратиться к предмету нас занимающему — федосеевцам, скажем несколько слов о поморянах.
Выше было упомянуто о коломенском епископе Павле; теперь скажем о его учениках и наследниках, живших в олонецких и поморских краях. Все они почти были соловецкие беглецы, именно: черный диакон Игнатий, Тихвинского Никольского монастыря игумен Досифей, Ниловой пустыни старец Корнилий и соловецкий же Игнатий Качанов. Эти «учители», рассыпавшись по упомянутым местам, скитались по домам и селеньям, и кого только могли склонить и прельстить, привлекали к своему сумасбродству. К этим лжеучителям пристал, наконец, в послушники шумского погоста дьячок Данило Викулин, который и был первый основатель беспоповщины, как об этом говорит выгорецкий ересиарх Андрей Денисов.
Даниил, скитаясь по пустыням с некоею братиею, в 1697 году переселился с товарищами своими на Выг-реку, где основался оный скит, который и называется его именем, Данилов Поморский Выгорецкий монастырь.
Здесь кстати можно заметить, что раскольники к этим основателям питают такую привязанность, что, например, этого безобразного Данилу, Андрея Денисова и некоторых других почитают даже за святых. У редкого поморянина не встретишь их изображений; и хотя изображения эти пишутся без венцов, но к ним имеют особенное почтение.
Поморский скит увеличился и вошел в славу при преемниках первого основателя, Андрее и Семене Денисовых.
Выгорецкий скит был богат и еще в начале нынешнего столетия содержал на своем иждивении до двух тысяч душ мужеского пола и до тысячи женского.
Ненасытное лихоимство и, вследствие того, гнусные обманы были обычными действиями этого братства.
Один богач, петербургский купец Матвей Епифанов Позняков, попавшийся в их сети по своей простоте и доверчивости, сколько ни жертвовал прихотям поморской братии, посылая ежегодно все потребное для содержания, как-то: муку, масло, крупу, воск, ладан, сукно, холстину и деньги для уплаты подушных податей и других потребностей, но и тем не мог удовольствовать иноков, ибо они желали воспользоваться всем его состоянием, для чего подманили, наконец, бедного старика, под видом святости, к себе на Святую неделю, для богомолья.
Позняков на Страстной неделе, в самую распутицу, несмотря на свои преклонные годы, забрав все имение, исключая дома, отправился в путь. Приехав в скит, он вскоре скончался; никто из слуг, приехавших с Позняковым, во время болезни его не был к нему допущен для присмотра, под тем предлогом, что все они были непросвещенные раскрещиваньем. О кончине мужа уведомили жену с приложением письма, которое перед кончиною умели у него выманить. В письме было сказано, чтоб ни жена, ни родственники от Поморского скита имения его, покойного, не требовали, так как приобретенным он, Позняков, всем распорядился еще при жизни.
Этот один из множества примеров мы привели для того, чтобы показать, какими средствами составлялось богатство Поморского скита.
К оглавлению <= |