Пётр Паламарчук.
"Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей". В 4 т. Том 1. Кремль и монастыри
№ 23. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь
за Камер-Коллежским валом, близ Преображенской заставы
Преображенский вал, 25, угол Ковылинского переулка
Никольский единоверческий мужской монастырь открыт по представлению митр. Московского Филарета в 1866 г. на месте старообрядческой мужской обители Федосеевского старопоморского благочестия у Преображенского кладбища.
Преображенское кладбище возникло в 1771 г. во время чумы. Одним из главных организаторов его был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин (1731 — 1809), перешедший в раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы.
Преображенское кладбище в г. Москве - 1-я половина XIX века |
У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни. Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь находилась Федосеевекая беспоповская контора. В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране. В 1806 г. была построена женская обитель, также обнесенная каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская. Для ограничения своеволия раскольников Николай I повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь. Потом по воле Александра II все призреваемые на мужском дворе переселены были на женский двор, а мужской двор отдан под Никольский единоверческий монастырь. Этому монастырю впоследствии А.И. Хлудов пожертвовал богатую библиотеку из древлеписаных и старопечатных книг. Библиотека помещается в устроенном для нее теплом помещении» [1].
«Автор ансамбля Преображенского кладбища — архитектор Федор Кириллович Соколов. На мужском дворе, впоследствии ставшем Никольским единоверческим монастырем, им были выстроены: Успенская церковь в 1784 г., больничный корпус в 1798 г., надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм — 1805 — 1808 гг.» [20].
"Никольский единоверческий монастырь открыт по Высочайшему соизволению и по представлению митр. Московского Филарета вследствие перехода в православие из поповщинской раскольнической секты 3 епископов - Онуфрия, Пафнутия, Сергия, иеромонаха Иоасафа, архидиакона Филарета и двух иеродиаконов. Монастырь открыт на бывшем мужском отделении беспоповского Преображенского богаделенного дома, где уже с 1854 г. существовала приходская Никольская единоверческая церковь. С открытием монастыря ее причт не был упразднен и служит совместно с монастырским. Среди монастыря стоит Успенский храм, в нем два престола: Успения Богородицы, освященный в 1857 г., и Николая Чудотворца, освященный в 1854 г. Освящение храмов последовало по Высочайшей воле вследствие присоединения к единоверию главных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Отдельно стоящая колокольня построена в 1876 — 1879 гг. на средства благотворителей — гл. образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова.
Над воротами при входе из бывшей молельни устроена 5-главая церковь Воздвижения. Смежно с церковию находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 г.; в ней множество харатейных (хартия — летопись) рукописей греческих и славянских, старопечатных книг богослужебных, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 г. на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в 2-этажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые.
Вид Никольского единоверческого монастыря с Крестовоздвиженским храмом |
До монастыря в этом корпусе была молельня. В 1891 г. здесь было заседание 2-го миссионерского противораскольнического съезда. Кроме колокольни и алтарных пристроек, все здания построены в XVIII в. И. А. Ковылиным. Иконы в Успенском храме древние, писаны до Никона. Имеются редчайшие образцы писем греческих, строгановских, новгородских, московских и. др. Имеются иконы, писанные Андреем Рублевым, П. Чириным, писанные по заказу царей, принадлежавшие памятным по истории храмам. Со стороны иконописи храм — богатейший в России.
Первое начало библиотеки Хлудова было положено любителем книжной старины А.И. Озерским; по переходе ко Хлудову собрание росло и умножалось, приобретались памятники полемики и истории раскола целыми библиотеками. Сюда вошло собрание рукописей А.Ф. Гильфердинга, А.И. Лобкова. Библиотека и теперь продолжает пополняться. К 361 рукописи Хлудовских монастырем приобретена еще 171 рукопись. Подобного собрания полемических сочинений о расколе (более 200 рукописей) нет ни в одном из книгохранилищ. Имеются важные памятники для истории елавяно-русской литературы. Среди них творения Иоанна Дамаскина в переводе кн. А. М. Курбского с собственноручными заметками — рукопись, уцелевшая случайным образом» [2].
«Монастырь открыт 16 мая 1866 г. В нем устраиваемы съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 г. и 2-й в те же дни 1891 г. В монастыре имеется особо чтимая древняя икона св. Иоанна Предтечи, которая участвует в московских крестных ходах вместе с другими высокочтимыми святынями. Крестные ходы вокруг монастыря совершаются 9 мая и 15 августа. В монастыре погребен настоятель его архим. Павел (Прусский), в миру Петр Иванович Леднев, известный миссионер, автор многих противораскольничьих сочинений и поборник православия (родился 16 января 1821 г., умер 27 апр. 1895 г.). На монастырском кладбище похоронен также инок Онуфрий, бывший в старообрядчестве членом Белокриницкой митрополии епископом Браиловским. В храмах монастыря находится много древних, замечательных по письму икон, перешедших из прежде бывших здесь Федосеевских молелен и похищенных федосеевцами во время чумы 1771 г. и занятия Москвы французами в 1812 г. из московских церквей. В особом здании помещена пожертвованная потомств. почет. гражд. Алексеем Ивановичем Хлудовым знаменитая Библиотека церковной печати Хлудовых при Никольском Единоверческом монастыре (Хлудовская библиотека), в которой находится много древних пергаментных рукописей и старопечатных книг. Церковно-приходская школа на 100 чел. (открыта в 1855 г., обучаются преимущественно дети старообрядцев). В монастыре (к 1907 г. — П. П.) игумен, монахов 22, послушников 41» [3].
1-й съезд миссионеров в Москве. 29 июня - 13 июля 1887 г. |
«В Никольском единоверческом монастыре находится склад изданий противораскольнического братства св. Петра митрополита, куда иногородние обращаются за книгами» [4].
О жизни монастыря в последний период его существования (1913) имеется следующее любопытное свидетельство:
«Монастырь этот имеет очень уединенный вид — настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Красивый, как будто готической архитектуры храм темно-красного цвета с желтыми украшениями, довольно стройная кирпичная колокольня, вдали кельи, тоже в готическом стиле, одноэтажный белый домик настоятеля, пятиглавая зимняя церковь над святыми воротами с знаменитой Хлудовской библиотекой при ней (эта церковь, ворота и здание библиотеки — желтоватого цвета)... Всюду — трава, по местам — деревца, яблочный сад, маленькое братское кладбище — и тишина, тишина! Тишина такая, что она мне напомнила Параклит, скит Лавры во Владим. губернии. Монахи там носят особые куколи — старинного образца: низкие, с выпуклым верхом, в каких изображаются древние преподобные или, например, святитель Митрофан Воронежский. Видел я и молодого их архимандрита о. Никанора: о нем я слыхал от его товарища по семинарии, еще и сейчас учащегося у нас на философском отделении. По отзыву другого студента-старообрядца, о. Никанор — человек очень строгий, но строгий по любви к аскетизму. Как любезно нас приняли там! Иеромонах, по-видимому, научно знакомый с древним искусством, показал нам подробно всю старину летнего храма; побывали мы с ним и в общих алтарях (главный — Успения, придельный — св. Николая). Мой Георгий Иванович был чрезвычайно доволен: «Это — настоящий музей», — говорил он. Особенно восхитил его образ Богоматери в главном алтаре: изображение это там называют «Голубицей»: на руках Богоматери — младенец Христос в белой одежде держит на руках белого голубка. Старинная и прекрасная икона!..
Вообще, все иконы в монастыре — XIV, XV, XVI и XVII веков. Даже вверху стены украшены не живописью, а вставленными в скульптурные рамы иконами. В приделе св. Николая все иконы — из иконостаса бывшей домашней моленной предков семьи Гучковых, перешедших в единоверие во время каких-то притеснений раскольников со стороны правительства — причем один из предков не переменил своих убеждений и предпочел уйти в Сибирь. «По этому иконостасу вы можете составить себе понятие о том, какие бывали в свое время моленные», — сказал наш проводник. И в приделе весь алтарь уставлен старинными иконами; теснота помещения и плохое освещение препятствуют их осмотру» [15].
Монастырь закрыт в начале 1920-х гг. Библиотека Хлудова передана частично в Библиотеку им. Ленина (ошибка - в 1917 г. большая часть библиотеки собрания рукописей А.И. Хлудова поступила в Государственный Исторический музей (ГИМ), а в 1923 г. и весь архив с остатками рукописей Никольского единоверческого монастыря в Москве оказался в ГИМ, где хранится и поныне), иконы — в Государственный Исторический музей. Такая же судьба была у собрания Егора Егоровича Егорова, подаренного им в начале XX в. Преображенскому богаделенному дому [8].
1-й единоверческий съезд Московской епархии в Москве. |
После закрытия монастыря, по словам одного из старообрядцев, занимающих ныне часть Никольской церкви, единоверцев из нее «выгнали» [15]. Успенская (Никольская) церковь принадлежала впоследствии обновленцам, которые продали половину ее старообрядцам новопоморского согласия; ныне она поделена пополам между старообрядцами и православными (подробнее см. ниже).
«В 1930-х гг. стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище. В 1977 — 1980 гг. под руководством И. К. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен» [20].
К 1990 г. весь комплекс сохранившихся строений монастыря состоит под государственной охраной (охранный № 169А) и включает, помимо двух храмов: «братский корпус (больничную палату) 1801 г., надвратный корпус 1801 — 1806 гг., служебный корпус, колокольню 1876 — 1879 гг., арх. Ф. И. Горностаев, фрагмент западной стены» [16].
Две одноэтажных каменных кельи с севера от Успенской церкви к 1990 г. были отремонтированы и обращены в церковные сторожки. Специальное монтажно-наладочное управление № 11 отгородило территорию в восточной части монастыря (частично при помощи реконструированной монастырской стены), пустив поверх ограды 4 ряда колючей проволоки; на этой территории стоят братские кельи 1801 г., которые после закрытия монастыря в 1920-е гг. были заняты советской трудовой школой (Н.И. Якушева) — корпус кирпичный, двухэтажный. С севера-запада и с юго-запада от него стоят каменные одноэтажные корпуса, недавно отремонтированные, архитектурная обработка которых сходна с обработкой настоятельской кельи; в восточном углу — двухэтажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й — деревянный). На том же участке, с юга от Успенской церкви, — три новых двухэтажных сараеобразных строения.
В северо-западном углу находится одноэтажное строение (корпус № 4), которое в 1982 г. было занято отделом пожарного УВД Куйбышевского района. К 1990 г. оно выселено, ремонтируется и снабжается пристройкой.
В юго-западном углу — огороженный забором хозяйственно-строительный участок Куйбышевского райпищеторга, к югу от которого поставлены павильоны приема стеклопосуды и пивной.
От старинной стены уцелел небольшой фрагмент с севера от надвратной Крестовоздвиженской церкви.
«Несколько икон из Никольского единоверческого монастыря находятся ныне в Третьяковской галерее. Это:
1. Чин деисусный, сер. XV в. («Рублевская легенда», моск. школа), по фону называемый «Облачным чином», — Спас Вседержитель, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, Архангел Михаил, Ап. Петр, Ап. Павел.
Эти иконы были приобретены в конце XVIII в. основателем Преображенского кладбища И. А. Ковылиным у причта церкви Анастасии Узорешительницы, стоявшей в Москве в Охотном ряду с сер. XV в. по 1793 г. Затем перешли в Успенский собор Никольского единоверческого монастыря. Раскрыты в Центр. гос. реставрационных мастерских в 1927— 1928 гг. И. И. Сусловым для Госторга (! — П. П.); забраны из Антиквариата (занимавшегося продажей художественных ценностей за границу) в галерею в 1933 г.
2. «Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота», кон. XVI — нач. XVII в., годуновская школа, раскрытая лишь частично, поступившая в 1934 г. из Центр. гос. реставр. мастерских.
3. «Рождество Николы, с житием», 1601 г., мастер Семейко Бороздин (на обороте иконы выжжено клеймо Никольского единоверч. монастыря). Поступила в галерею в 1930 г. из Гос. Исторического музея.
Вид Никольского единоверческого монастыря с северо-запада, 1979 г. |
4. «Принесение убруса Нерукотворного образа», перв. четв. XVII в., мастер Первуша (под верхней шпонкой выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря). Поступила через Центр. гос. реставр. маст. В 1934 г.
5. «Богоматерь Владимирская», кон. XVI — нач. XVII в. Прокопий Чирин (?). На обороте выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря. Поступила в 1930 г. из Гос. Исторического музея» [18].
«В 1989 г. появилась надежда на возрождение Преображенского» [24].
«Состоялось учредительное собрание новой общественной организации — Центра традиционной русской культуры «Преображенское», заместителем председателя которого стал научный сотрудник ВНИИ искусствознания И. К. Русакомский, долгое время работающий над охраной и восстановлением ансамбля» [25].
«В конце 1989 г. прошла встреча руководителей Куйбышевского райкома с тремя авторскими коллективами, представившими свои планы по Преображенской слободе. Первый план предложила группа во главе с И. Русакомским — согласно ему, Преображенское должно стать всемирным центром старообрядческой культуры. Автор второго проекта — руководитель гос. строительного кооператива при П/О «Фотон» И. Макавецкий (который долгое время возглавлял восстановление Данилова монастыря и стяжал там не лучшую славу. — П. П.). Он тоже за старообрядческий центр, но «экономика» должна быть на первом месте. Его коллектив предлагает открыть здесь гостиницы, различные заведения сервиса, включая даже... сауны (!). Откуда взять средства? Использовать свой капитал плюс привлечь заграничный. Третий план предложен представителями церковных общин района. Староста храма Илии Пророка Б. Дубовенко предлагает организовать на территории слободы странноприимный комплекс. Основную часть расходов готова взять Русская Православная Церковь; старообрядческие общины тоже окажут содействие. Секретарь райкома партии предложил совместить все три проекта» ([26] — статья многозначительно названа «Музей, баня или милосердие?»).
К 1917 г. в монастыре было 2 храма с 3 престолами.
К 1990 г. 1 храм с 2 престолами действует, другой храм с 1 престолом закрыт.
(Кроме того, как указывалось уже выше, часть действующего храма занята старообрядческой поморской общиной — о ней см. подробнее в части «Иноверческие храмы», т. 4.)
1. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Посреди монастырского двора
«Построена в 1784 г.»[20].
«Освящена 2 июня 1857 г.»[7].
«Придел свт. Николая Чудотворца освящен в 1854 г.» [3].
Архитектором прежде считался предположительно В. И. Баженов (16, 8). По последним, наиболее достоверным разысканиям проект был Ф. К. Соколова [20].
«Все внешнее и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии архитектора Вивьена» [21].
«Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящен в 1857 г. митр. Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митр. Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия» [3].
Храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца |
«Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил ее Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей» [1].
«Алтари пристроены в 1857 г. на средства благотворителей» [2] — так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются.
Кроме небольшой колокольни в западной части храма еще западнее выстроена отдельно стоящая колокольня «1876 — 1879 гг.» [7] «готического стиля, на средства благотворителей, главным образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова» [2], «архитектор Ф. И. Горностаев» [16].
«В 1922 г. Успенскую церковь захватили обновленцы. Главную часть храма они отдали старообрядцам, которые отгородили стеной свое помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 г. в правой, южной, стороне трапезной сооружен был придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался.
В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV — XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — «Акафистная» (XVI в.), древний образ «Софии Премудрости Божией» (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона «Тайная Вечеря», которые относятся к XV в.» [19].
По сведениям причтов православного и старообрядческого, делящих ныне здание Успенской церкви пополам, спустя некоторое время после закрытия в начале 1920-х гг. Никольского монастыря храм его был захвачен обновленцами, которые довели его до того, что не оставалось ни копейки на содержание. Тогда они уступили за деньги (!) храм старообрядцам новопоморского брачного согласия.
Колокольня постройки 1876 — 1879 гг., |
«Они перебрались в него в начале 1930 г. из закрытой их собственной церкви в Токмаковом переулке» [23] (здание ее сохранилось, о нем подробнее см. в части «Иноверческие храмы», т. 4). Старообрядцы заняли сам храм, а трапезная снова отошла к Патриархии. Между храмом и трапезной была сделана глухая стена; в православной части освятили два престола: главный в честь св. Николая Чудотворца с севера (по нему ныне храм называют Никольским) и другой престол в честь Успения Божией Матери с юга. У Александровского есть упоминание, что «здание перестало быть православной церковью» [8]. Но если его и закрывали — то ненадолго, ибо основное внутреннее убранство сохранилось.
Старообрядческая церковь принадлежит новопоморскому брачному согласию и является его центром в Москве. В 1990 г. на дверях староверской части любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в староверскую — с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-новопоморцы также не имеют священства и литургии, поэтому алтарями вновь не пользуются.
Перевод слова «единоверческий» [6] на английский язык при названии Никольского монастыря звучит буквально как «диссидентский»; в связи с этим можно отметить следующее совпадение — Никольская церковь с 1963 г. стала местом получившего широкую огласку служения о. Димитрия Дудко, который после проповеди отвечал на вопросы присутствующих, связанные с их духовными проблемами. Беседы эти изданы [9]. Они привлекли столь широкое внимание, что в храм, вмещающий немного народу, трудно было пробиться. К сожалению, в 1974 г. о. Д. Дудко был переведен на подмосковный приход в село Кабаново; дальнейшая история его деятельности хорошо известна и не связана с рассматриваемой в настоящей книге темой [22].
Отдельно стоящая колокольня в 1960-е гг. находилась в жалком состоянии: крыша провалилась, вид был почерневший, темно-грязный (М. Л. Богоявленский). В конце 1970-х гг. ее отремонтировали, крест вызолотили. Колоколов на ней нет, и проход закрыт забором. Небольшие колокола сохранились на звоннице в западной части храма, но звонят в них редко.
Рядом на Преображенском кладбище сохранилась построенная также в баженовском стиле действующая часовня старообрядцев-филипповцев; а ближе к метро, по адресу Преображенский вал, 17, остатки федосеевского богаделенного дома с одной действующей Крестовоздвиженской церковью (о них см. подробнее в части «Иноверческие храмы», т. 4). Близ самого метро вплоть до 1964 г. стоял кафедральный храм митрополита Крутицкого и Коломенского — церковь Преображения, называвшаяся также Петропавловской. Летом 1964 г. она была понапрасну взорвана; на ее месте был разбит газон на углу площади и 1-й улицы Бухвостова — подробнее см. в «Москва в границах 1917 г.», т. 3.
[Трапезная с двумя приделами принадлежит православным. В интерьере сохранились иконы XV — XVII вв. Настоятель — прот. Леонид Кузьминов. Работает реставрационно-иконописная мастерская.
Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Казанская, иконы свт. Николая и мч. Вонифатия.]
2. ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Теплая, над западными воротами
Надвратный корпус с Крестовоздвиженской церковью, |
Построена в 1801 г., освящена 19 декабря 1854 г.» [7]. «Церковь 1811 г., архитектор Ф. К. Соколов» [20]. «Теплая надвратная пятиглавая церковь устроена из бывшей федосеевской беспоповской Крестовоздвиженской молельни по образцу Поморской киновии; освящена в 1854 г. во имя Воздвижения Честного Креста Господня. В храме остались те же древние иконы, что были в молельне. В нижнем этаже мужское начальное народное училище для мальчиков, открытое в 1855 г. на средства монастыря» [1].
«К церкви примыкает двухэтажное здание, где с 1883 г. находилась знаменитая библиотека древнерусских рукописей и книг, завещанная монастырю А. И. Хлудовым. До открытия монастыря помещавшаяся в нижнем этаже церковно-приходская школа содержалась на средства федосеевцев»[1].
В 1960-е гг. внутри закрытого храма помещались жилые квартиры, все пять глав были сломаны. Ограда с башнями уничтожена, за исключением небольшого фрагмента с севера от церкви. В 1980 г. внутри находился трест «Росдорстройматериалы». Центральная часть всего здания двухэтажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля. В 1990 г. имя хозяина здания звучит так: «Производственное объединение по добыче и переработке дорожно-строительных материалов «Росдориндустрия» Минавтодора РСФСР».
Литература
1. Синицын П.В. Никольский единоверческий монастырь в Москве. М., 1896.
2. Московские церковные ведомости. 1902. № 2.
3. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 427 — 429, библиогр.
4. Вся Москва: Адресная книга на 1914 г.
5. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. (оттиск из «Душеполезного чтения» за июль — август 1879).
6. Москва. Памятники архитектуры XVII — 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345 (фото 156).
7. Александровский. № 291 — церковь Успения Николы, № 303 — Крестовоздвиженская.
8. Рукопись Александровского. № 671, 715.
9. Дудко Димитрий, свящ. О нашем уповании. Париж, 1975.
10. Погодин М. П. Освящение церкви на Преображенском кладбище. [Б.м., 6.г.] (о церкви Успения Николы).
11. Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. 1. С. 433 — училище; С. 840 — противораскольническое братство св. Петра митрополита моск.
12. Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и др. примечательных сооружений. М., 1884 (вид монастыря).
13. То же. Приложение 1. М., 1888(вид монастыря от Хапиловского пруда).
14. Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1912. Т. 12. С. 66 (фото монастыря).
15. В поисках Святой Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 287 — 289, 348.
16. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 50.
17. Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2. [История Новоблагословенной (единоверческой) церкви.]
18. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 298-299; Т. 2. С. 159, 242, 306, 309-310, 335.
19. Овсянников В. Юбилей Никольского храма: К 175-летию основания здания церкви св. Николая в Никольском единоверческом монастыре // Журнал Моск. Патриархии. 1966. № 3. С. 22-26.
20. Русакомский И.К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985. Вып. 2. С. 148 — 170, ил.
21. Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. М., 1858. Л. 25 — 32, 48 — 60 (на церк.-сл. языке, с ил.).
22. Дудко Д., свящ. Вовремя и не вовремя. Брюссель, 1978. С. 306—310.
23. В.В., А.В. Глава из истории поморского брачного согласия: О второй Московской общине в Токмаковой переулке // Старообрядческий церковный календарь на 1988 г. Рига, 1988. С. 64-66.
24. Копылова Е. Преображенское: шаги навстречу // Веч. Москва. 1989. 14 июня.
25. Корнеев В. Преображенское: возвращение к истокам // Известия. 1989. 5 дек.
26. Васьков М. Музей, баня или милосердие? // Моск. правда. 1989. 28 дек.
27. Ухабы на дороге к храму. Преображенское и вокруг него // Веч. Москва. 1990. 23 марта.
28. Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 310.