Апостол Павел




Книга: «Преображенское кладбище и его прошлое»



ГЛАВА III
Первые их деятели и их лжеучения.

Обратимся опять к основателям его. Из беглецов, по объявлению самих поморян, некто старец Авраамий принес с собою из Соловок запасные дары, которые и служили при нужде вместо Тела и Крови Христовой. Когда же увидели, что древние дары (так они их называли) уменьшаются и могут, наконец, совсем исчезнуть, то упомянутый еретик, разведя в квашне тесто, всыпал в оное остальные крошки своего агнца, испек новые хлебы, которые от вложенных крох будто бы сделались новою евхаристию, и напутствовал ими в час смерти, вместо страшных Христовых Таинств.

Впоследствии и эти хлебы оскудели, и их сподоблялись только люди, подававшие милостыню червонцами. Усерднейшие богачи из поморян, за обильные жертвы в монастырь, заблаговременно запасались на час смертный этими крошками. Но чтобы вновь замесить хлебы и на этих остатках, такого искусника впоследствии не отыскалось.

Те же основатели Поморского скита, потолковав, что вера, таинства и церковь погибли на земле; что Антихрист пришел, и что в книгах краткое царствование его назначено верно, принялись за свою арифметику, начали вычислять и, наконец, назначили самый день и час, когда Христу надобно прийти, чтобы судить живых и мертвых.

Но поморцы, как одержимые горячкою, принялись рыть могилы и готовить гробы, надели на себя саваны и, лежа, ждали пришествия Господа на облаках. Но когда назначенный срок миновал, то пришлось со стыдом расстаться с своими могилами; посмотрели на солнце, так ли оно течет и светит, как прежде, и не сделалось ли какого замешательства. Но солнце светило по-прежнему и все было по-старому в природе. Почему и принялись суеверы опять за братскую кашицу и лестовки (четки) с подручниками (лоскут войлока, или подушка, которую кладут под руки, на землю, во время поклонов). Конечно, это была комическая сторона дела, но она ярко показывает невежество раскольников и полное непонимание священного писания.

За этими обманщиками следовали выгорецкие настоятели и учители: уставщик Петр Прокофьев, Иван Филиппов, Леонтий Федосеев, Мануил Петров, Стахий Осипов и Никанор Семенов.

Все эти поморские лжеучители как отвращением от церкви, так равно хитростями и пронырством мало уступали друг другу. Главное их учение состояло, во-первых, в том, что приходящих от святой церкви к их ереси необходимо вторично крестить; во-вторых, верит несомненно, что антихрист народился и царствует уже невидимо, т. е. духовно, что истребил он все церкви и все таинства и всякую святыню; в-третьих, о здравии государей не молиться; в-четвертых, брак отвергать; в-пятых, из двух частей сложенный крест ругать, называя его печатью антихристовою, кумиром и мерзостью запустения; в-шестых, иметь склонность к самосожжению и вообще к самоубийству и считать последних за святых страдальцев.

Первым начальником Федосеевского толка был церковный дьячек Феодосий Васильев, по перекрещивании названным Дионисием, который в 1706 или 1707 г. отступил от Выгорецкого скита и первый основал новое сборище.

Были две причины разрыва федосеевцев с поморянами. Первая та, что поморяне отвергают с Креста Христова титлу, написанную Пилатом, вторая, что поморяне, покупая на торгу брашно, не очищают его молитвою, как оскверненное.

Заонежский оратор, Андрей Денисов, желая прекратить несогласия, писал к федосеевцам увещательное послание, в котором, сожалея об отступлении их, оправдывал поморян. Но все было тщетно, и новые лжеучители рассевались как по Олонецкой области, так равно по Новгородской и в Псковском краю и умножали Федосеевское учение.

Мы уже говорили, что поморяне между прочим учением своим толковали, чтобы во всех службах и молениях своих о здравии государей наших Богу не молиться. Один из поморян, прозываемый кругляком, в царствование императрицы Анны Иоанновны, по личным неудовольствиям, в отмщение за обиду, донес об этом в С.-Петербург. Для исследования дела немедленно была отправлена комиссия под председательством г. Самарина. Самарин, прибыв к монастырю, тотчас же произвел следствие и нашел донос справедливым, потому что во всех служебных книгах, где стояло царское имя, места были вытерты или заклеены. Однако, комиссия, при малом сопротивлении, убедила поморян, чтобы они ввели у себя в употребление правило молиться за государей, в чем поморяне и дали письменное обязательство. Правда, облегчению дела много способствовало и то обстоятельство, что некоторые из поморян до прибытия еще комиссии об этом толковали и говорили, что Апостол Павел и святой Златоуст велят за царей, хотя бы они были и неверные, молить Бога, А что поморяне до сих пор отступали от этого, тому причиною они ставили свое невежество. Несмотря, однако же, на благоприятные условия для комиссии, при въезде ее поморяне, по безумному своему обычаю, едва было не сожглись, — потому что во всех кельях и всюду были готовы зажигательные снаряды. Спасением свое поморяне были обязаны Андрею Денисову, бывшему тогда еще в живых, который, ходя по братии и сестрам, всеми силами своего красноречия уговаривал их воздержаться от пагубного решения, в чем, к счастью, и успел.

Не так счастливо кончила комиссия возложенное на нее поручение относительно федосеевцев. Когда федосеевцы услышали, что поморяне уже молят Бога о здравии государя, все страшно и с озлоблением восстали против этого нововведения. Феодосий Васильев возмутился более всех и велел называть поморян еретиками и ни в чем с ними не сообщаться и не согласоваться. «Не хотим, не хотим — кричал он — принимать воеводства, отвержем ересь...».

Федосеевцы огласили, чтобы поморян называть самарянами, потому что Самарину повиновались, а не пострадали.

Федосеевская секта сильнее и обширнее всех других: Москва, Петербург, Новгород, Псков, Сибирь, и многие другие города и местности переполнены последователями этого учения.




К оглавлению   <=

=>   Читать дальше