Апостол Павел




Пётр Паламарчук.
"Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей". В 4 т. Том 4. Окраины Москвы. Инославие

Не приемлющие священство и отвергающие брак, старообрядцы Филипповского согласия


№ 50. ЧАСОВНЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
на Преображенском кладбище

Преображенский вал, 17а (территория кладбища)


Основатель Филипповского толка беглый новгородский стрелец Фотий постригся в Выговском скиту под именем Филиппа. После смерти Даниила Викулова Филипп хотел занять место настоятеля скита, но общество избрало Семена Денисова. Филипп не подчинился Денисову, обличил его в разных неправильностях. Был собран собор старцев, который принял сторону Денисова. Филипп ушел из скита и увлек за собою человек 50, которые основали с ним собственный скит в нескольких верстах от Выговского. В это время была наряжена комиссия Самарина к поморцам. Выговцы согласились молиться за Государя. За это Филипп ожесточился на них. Правительственные войска окружили Филипповский скит на р. Умбе в 1743 г.


Филипповцы наотрез отказались открыть ворота. Тогда штурмовавшие решили выломать их. В ответ Филипп и около 70 человек его сторонников "подпустили огня" и сожгли себя. Это было первым обнаружением филипповцев правительством. Потом они сжигались в разных местах России за "соблюдение чистоты веры", защищаясь от "антихристовых слуг". Самосожжение  даже  выставлялось  основным догматом. Аскетизм у филипповцев царил дольше и они слыли "крепкими христианами".

Готическая часовня на Преображенском кладбище

Готическая часовня
на Преображенском кладбище

Устройство их шло медленно и стало приходить в порядок, когда прекратились преследования. Самосжигательство вообще — исключительная особенность некоторых беспоповских толков. Первый случай самосожжения был в Поморье на Пильострове в 1687 г., тогда сгорело сразу 2700 человек. Всех же случаев самосожжения было 117, число сгоревших оценивается свыше 10 000. Во второй половине XVIII - начале XIX в. от филипповства отделилась часть "аароновцев" и "адамантово согласие". Оба они отвергли запись в правительственные раскольничьи списки, но признали брак. Последнее к тому же запрещало пользоваться деньгами, поскольку-де "на них стоит  печать  антихриста". Большой центр филипповцев был в селе (ныне город) Кимры на Волге в Тверской губернии.

До 1917 г. филипповцы имели в Москве два храма. Один из них ныне закрыт, другой — снесен. Одной из общин тем не менее разрешили после упразднения ее храма собираться в одном из помещений на Рогожском кладбище, а в 1940 г. передали им федосеевскую часовню на Преображенском кладбище.

Часовня выстроена в 1783—1785 гг. и стоит на государственной охране вместе с комплексом Преображенской общины под № 169" [6]. Некоторые авторы считают, что ее выстроил В.И.Баженов — например, автор его биографии В.Пигалев, сообщающий другую дату постройки: 1772 г. [5].

По последним исследованиям, часовня выстроена в 1805 г. архитектором Федором Кирилловичем Соколовым [8].


В XIX в. она принадлежала построившим ее федосеевцам [3]. "Часовня находится в самой средине кладбищенской рощи и окружена могилами. В настоящее время (1895г. — П.П.) в ней находится несколько древних икон, пред которыми совершается служба так называемыми "отцами", или наставниками" [2].

Внешне здание выглядит очень нарядно, выстроено в стиле "русской готики"; считалось, что образцом послужило оформление царицынского дворца. Наверху 9 осьмико-нечных крестов, на которых ранее помещались еще небольшие распятия, ныне украденные. Недавно и один из крестов, приняв за золотой, содрали, а увидав, что он всего лишь позолоченный, бросили тут же рядом - и теперь он хранится внутри часовни. Снаружи здание имеет опрятный вид и содержится благолепно, но владеющая им крайне немногочисленная община средств для реставрации не имеет. Окна забраны решетками, а изнутри заставлены иконами исподом наружу, так что разглядеть что-либо совершенно невозможно.

Современный вид часовни часовни Николая чудотворца на Преображенском кладбище

Современный вид часовни
Николая чудотворца
на Преображенском кладбище

В продолжение многих посещений кладбища нам никак не удавалось застать кого-либо из членов общины. Наконец, летом 1980 г. на Владимирскую в воскресенье наружная дверь оказалась отпертой, хотя вторая внутренняя так и осталась затворена. 1а стук вышел молодой человек в подряснике, сообщивший некоторые сведения, одни из них (о переезде общины) уже изложены выше. Из прочих любопытно было сообщение, что возглавляет общину старуха, а общая численность ее уже менее 20 человек, т.е. минимума, требуемого действующим законодательством о культах и, таким образом, часовня не закрывается лишь по долготерпению властей. Федосеевцы - соседи предлагали филипповцам объединение или хотя бы помощь, но те решительно отказались. Служба совершается только под праздники, начинаясь около полуночи и оканчиваясь к 6 часам утра; еще бывают отпевания для тех филипповцев, кого удается привезти сюда из других городов (община филипповцев все еще теплится в Кимрах). Всего по стране их осталось едва ли более сотни. На вопрос о том, не волнует ли их, что к 2000 г. ни одного филипповца уже не останется на Земле, юноша возразил, что у него нет уверенности, останется ли сама Земля к этому сроку.

Затем он стал изрыгать хулы на православие, заявив, что все православные филипповцам — враги, ибо жгли его единоверцев, а насчет заповеди Христа "любить врагов" рассудил, что врагов любить можно, а еретиков, каковыми являются все, кроме членов филипповской секты, необходимо исключительно ненавидеть. "Мы с вас клятв-то не сняли!" — повторил он известный ответ части современного старообрядчества на деяние Собора 1971 г. и прекратил дальнейшую беседу. Впоследствии нам довелось узнать, что этот молодой искатель истины пришел на Преображенку из художников, состоял сначала в православных, затем сменил поморцев и федосеевцев, пристал к филипповцам и, наконец, был осужден по обвинению в краже икон из этой часовни, из-за чего ее едва не закрыли.

В 1990 г. представителям государственной власти был сдан ключ от часовни; однако община еще неформально существует.


Литература
1. Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М., 1975. С.345.
2. Синицын П.В. Преображенское. М., 1895. С. 135, рис. между с. 134 и 135.
3. С-н А. Прогулка на Преображенском кладбище в Москве. М., 1879. С.5.
4. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
5. Пигалев В. Баженов. М., 1980. С.218.
6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной  охраной.  М., 1980. С.50.
7. Русакомский И.К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985. Вып.2. С. 148—170.
8. Снегирев В.А. Готическая часовня на Преображенском кладбище в Москве // Архитектурное наследство. М., 1959. № 9. С.186.