Епископ Платон (Руднев), Богородский (единоверческий) викарий Московской епархии
[р. 11/06/1885 – † 01/1936]
На этой странице находится жизнеописание епископа Платона (в миру Руднева Николая Николаевича) - бывшего настоятеля Никольского единоверческого монастыря
Николай Николаевич Руднев родился 11 июня 1885 года в семье диакона Спасской надвратной церкви Зачатиевского женского монастыря в Москве.
Получил хорошее образование: в 1901 году окончил Донское духовное училище в г. Москве и после училища поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1907 году. Некоторое время, до поступления в Московскую духовную академию в 1908 году работал учителем в церковно-приходской школе. В 1908 году поступил в Императорскую Московскую Духовную Академию.
В 1912 году окончил LXVII курс (1908 — 1912 гг.) Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия [11]. После окончания Духовной академии стал трудиться в должности сотрудника Государственного Исторического музея в г. Москве.
Еще в году учебы в Московской Духовной Академии, Платон (Руднев) познакомился с будущим епископом Никанором (Кудрявцевым) [р.15/11/1884 – †30/10/1923], который с 1911 до 1923 гг. возглавлял Никольский единоверческий монастырь в Москве, а с 1921 года был епископом Богородским, единоверческим викарием Московской епархии.
В конце 1922 года епископ Никанор (Кудрявцев) по болезни ушел на покой, и на место викарного Богородского епископа Патриархом Тихоном был избран Платон (Руднев). 1 октября 1923 г. Платон (Руднев) был хиротонисан во епископа Богородского, единоверческого викария Московской епархии.
А 30 октября 1923 г. в своем Никольском единоверческом монастыре скончался от чахотки (туберкулеза или бронхиальной астмы) владыка Никанор (Кудрявцев). Мы можем предположить, что в отпевании и проводах в последний путь, своего предшественника по епископской кафедре, которые были в Соборном храме Никольского единоверческого монастыря, участвовал епископ Платон (Руднев).
В биографии патриарха Пимена (Извекова) [4], есть сведения, о том что в начале 1920-х годов еще учась в средней школе г. Богородска, Сергий Извеков (впоследствии Пимен) пел на клиросе в архиерейском хоре Богоявленского собора г. Богородска и иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и впоследствии у Платона (Руднева). А в житие священномученика Алексия (Сперанского) [5], служившего священником в Успенском храме села Богослово Богородского уезда Московской губернии, говорится что в 1923 году епископ Богородский, викарий Московской епархии, Платон (Руднев) наградил его скуфьею за усердную службу. Что может свидетельствовать о регулярном служении в 1923 – 1924 гг. епископа Платона (Руднева) в Богоявленском соборе г. Богородска.
В конце 1924 года епископ Платон (Руднев) был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму г. Москвы, из которой отправлен в Соловецкий лагерь. С 1925 по 1927 гг. отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). В июле 1926 г. принимал участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов).
Епископ Платон (Руднев) был противником Декларации Митрополита Сергия (Старогородского) опубликованной в 1927 году, в которой выражено признание Советской власти, и не участвовал в богослужениях с "сергианами", служил на дому. Однако не считал, что следует отделиться от возглавляемой Митрополитом Сергием (Старогородским) Церкви.
После освобождения из Соловецкого лагеря в 1927 году, через короткое время, владыка был отправлен в ссылку в г. Усть-Сысольск (Сыктывкар) Коми-Зырянского края, где пробыл до окончания ссылки в 1931 году.
В 1931 году оказался в пересыльном лагере г. Алма-Аты, где жил и работал птичником на птицеферме лагеря.
В 1932 году был освобожден и поселился в г. Владимире, но 23 апреля 1932 года был снова арестован и осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ).
После освобождения в 1935 году поселился в г. Калинине и проживал на квартире у богобоязненной старушки, где 8 мая 1935 года был в очередной раз арестован. А в январе 1936 г. погиб в заключении при невыясненных обстоятельствах (возможно, расстрелян). Место погребения не известно.
«Платон (Руднев)»
Вот и еще светлый образ -
Преосвященный епископ Платон.
Веры глубокой носитель,
Добрый и ласковый он.
Скромненько в город приехал,
Тут же проведал собор,
Истово там помолился,
Легок, как воздух, и скор.
И каждый день в святом храме
Стал наш владыка бывать,
Вставши, бывало, на клирос,
Он начинал подпевать.
Первая служба настала,
Все полюбили его.
Гордость к нему не пристала,
Кротость объяла всего.
Был проповедник чудесный,
Много народу он дал,
Путь указал всем небесный,
Лености сон исчезал.
Молод, изящен собою,
В службе, как ангел, стоял,
Сам весь дышал простотою,
Все на земле забывал.
Мягким своим баритоном
В сердце влагал он слова.
Низким усердным поклоном
Стлалась его голова.
В будни народное пенье
Очень владыка любил,
Видел он в них утешенье,
Пел и рукою водил.
Ставил он хор средь народа
Каждый - умел, кто читал.
И не прошло и полгода,
Славу владыка стяжал.
И, наконец, в утешенье
Был награжден даром слез.
В вопле мольбы о спасении
Многим он радость принес.
В город Владимир-на-Клязьме
Выехал он "не в нарок".
Слезы лилися у паствы,
Словно Кедронов поток.
Но там недолго он прожил
В скорби и многих трудах.
Дух у владимирцев ожил,
Слышалось пенье в садах.
Умер владыка спокойно
После болезни большой.
Нам позабыть недостойно
Пастыря с светлой душой!Патриарх Пимен (Извеков). 27.VII.1949 г.
Использованные материалы:
1. Сайт "Благочиние Богоявленского округа Москвы": Книга «БЫЛОЕ ПРОЛЕТАЕТ…». Глава "Платон (Руднев)".
2. Сайт фонда "Русское Православие". Архиереи: Платон (Руднев).
3. База данных ПСТГУ. Новомученики и Исповедники РПЦ XX века: Платон (Руднев Николай Николаевич)
4. Материал из Википедии: Патриарх Пимен.
Упоминания в публикациях:
5. Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним». Книга 6. - Тверь: "Булат", 2002 год. Житие священномученика Алексия (Сперанского) - стр. 450-451.
6. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.168.
7. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.XV,127.
8. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.5. С.474.
9. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.178.
10. Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С.76.
11. Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914 гг.). Сергиев Посад, 1914. С.155.
12. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.75.
13. "Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", с. 21, 74.
14. Regel'son 446, 535.
15. I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 497.
Документы:
16. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Лист 86.
17. ФПС I, № 183, с. 7, III, с. 6.
18. ФАМ I, № 217, с. 17.