Апостол Павел




Воспоминания об архимандрите Павле (Ледневе) Прусском

[ р. 29 (16) января 1821 – † 10 мая (27 апреля) 1895 ]


На этой странице вы найдете воспоминания и отзывы об архим. Павле (Ледневе) Прусском в жизнеописаниях подвижников благочестия и из других источников

(воспоминания следуют по датам упомянутым в жизнеописании архим. Павла)


Деятельность до присоединения к Православной Церкви:


§1. Отзыв из Литературной энциклопедии

"… Яркий изобразительный талант вместе с авторитетностью Аввакума среди старообрядческой массы вызвал к жизни целую плеяду писателей, идеологически и стилистически родственных Аввакуму. Сюда относится деятельность братьев Денисовых, Павла Прусского и др."

«Литературная энциклопедия»: В 11 т. —М., 1929—1939. Т. 1. —М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. Стр. 24—25.


§2. О судьбе Войновского монастыря

"В 1820 - 1830-х гг. старообрядцы - около 380 семей (1213 человек) - поселились около Мазурских озер (тогда территория Восточной Пруссии, до 1945 г. - пос. Экерсдорф, Германия; ныне пос. Войново, Польша), прибыв туда из Царства Польского, а некоторые - из Режицкого уезда Витебской губернии Российской империи. Поводом для переселения за рубеж послужило стремление федосеевцев избежать метрических книг (фактически браков) и призыва в армию, запрещенного их верой. Тогда возникло более 10 небольших старообрядческих деревень: Зеленная Пуща, Войново, Свигнайно, Иваново, Онуфриево и другие. Здесь в 1837 г. была основана первая моленная в деревне Свигнайно, а в 1840 г. - в деревне Войново (около 145 человек; в 1872 г. - около 400), ставшей центром старообрядческой колонии. Среди основателей деревни Войново был некий Сидор Борисов, выходец из Режицкого уезда Витебской губернии. В 1836 г. старцем Лаврентием Растропиным (1762 - 1851) здесь был основан известный Войновский монастырь, ставший крупным религиозным центром на Мазурском поозёрье. Долгие годы его возглавлял Павел Прусский, впоследствии перешедший в брачное поморское течение, затем - в единоверие. Сначала это было мужское общежительство федосеевцев, поддерживаемое и финансируемое Московской Преображенской общиной, притесняемой царскими властями. В 1847 - 1867 гг. Свято-Троицкий Войновский монастырь - это важный центр духовной жизни федосеевцев Восточной Пруссии, имевший большое влияние и среди федосеевцев на польских землях и в западных губерниях Российской империи.


Просмотреть увеличенную карту

Маршрут: г.Гусев (быв. г.Гумбиннен)-> п.Войново-> п.Спыхово

… В 1865 году из Москвы в Мазуры приезжает инокиня Евпраксия (в миру Елена Петровна Дикопольская). Она выкупает Войновский монастырь и прилегающие к нему земли. К ней примкнули оставшиеся инокини из монастыря в Пупах (ныне п. Спыхово, Польша) близ Войново, который основал Павел Прусский. Судьба сего монастыря была печальной - он сгорел перед отъездом Павла Прусского. В 1897 в женском Войновском монастыре проживало 25 лиц, среди них 8 послушниц, остальные старики и калеки...

… В настоящее время сохранились здания монастыря и некоторые хозяйственные постройки. Бывший владелец монастыря Л.Людвиковский скончался в 2002 году, и его правопреемником стал сын Кшиштоф. Сейчас новый собственник сделал монастырь одним из центров сельского туризма Польши."

Польская газета «Меч духовный»: "Что имеем – не храним…" (о судьбе Войновского монастыря). - Сайт «Старовер-Поморец».


§3. "Православие в Восточной Пруссии"

"Старообрядцы - религиозная христианская группа, не принявшая церковных реформ во второй половине XVII века в России. Это привело к расколу в православной церкви. В начале XVIII века беглый стрелок Филипп (1672-1742) основал раскольническую секту филипповцев. Спасаясь от преследований, секта в 1830 году обосновалась в Мазурии, поселок Эккертсдорф (ныне п. Войново в Польше) в Гумбиненской области недалеко от г. Гумбиннен в Восточной Пруссии (ныне г. Гусев в Калининградской области России). Войновский монастырь был единственным русским монастырем в Германии. В 1848 году общину возглавлял инок Павел Прусский.

… Последующее время отмечено массовым переездом из России в Пруссию старообрядцев-филипповцев, которые в 1825 году получили возможность поселиться в районе Мазурских озер. Постройки филипповцев сохранились до сих пор на Территории Польши. Колония старообрядцев состояла из 11 деревень и насчитывала около 600 человек. В последующие годы их число уменьшалось и к началу Второй мировой войны остались считанные единицы. Но до сих пор сохранилось здание основанного в 1847 году в Эккертсдорфе монастыря, закрытого в 1945 году, и кладбище возле него. В селении Войново (бывший Эккертсдорф) и поныне действует православная церковь, построенная в 1922 году и насчитывающая сегодня не более десяти прихожан. Около церкви имеется старое русское православное кладбище.

… Здание старообрядческого монастыря в Войново предполагается использовать в качестве музея."

Журнал «Запад России»: "Православие в Восточной Пруссии" (записки). - Сайт «Город Калининград».

Ныне действующие православные монастыри в Польше

Ныне действующие православные монастыри в Польше


§4. "Православная вера на Дальнем Западе России"

"… Самая многочисленная община староверов образовалась в Войново, в краю Больших Мазурских озер на территории современной Польши. В середине XIX века она составляла более 3 тыс. человек. Здесь основали монастырь, достигший наибольшего расцвета при игумене Павле Прусском. В 1860-х годах в обители случился раскол.

После уезда из Пруссии игумена Павла (Леднева) в п. Войново осталось две общины: старообрядческая и организованная Павлом - единоверческая. Старообрядцы сохрани за собой созданный игуменом Павлом монастырь, а единоверцы со временем построили свой Православный храм.

История возникновения Православного женского монастыря в п. Войново, начинается в 1921 году, когда в поселок приезжает иерей Александр Михайлович Аваев (†1958). Бывший поручик, а в начале XX века был рясофорным послушником и воспитанником в скиту Оптиной пустыни при старце Варсонофии (Плиханкове). В 1914 году был призван на фронт. А впоследствии, до середины 1950-х годов служил настоятелем единоверческого храма Покрова Пресвятой Богородицы в п. Войново (Польша). Жизнь он вел, аскетическую и молитвенную (старец в миру) и в 1930-е годы создал женскую монашескую общину.

В наше время, в 1995 году архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (ныне митрополит Варшавский и всея Польши) учредил здесь женский монастырь. Ныне с помощью Божией духовная жизнь в обители восстановлена..."

Федотова Н., "Православная вера на Дальнем Западе России". - Сайт «Патриархия.ru».
Так же см.: Anna Radziukiewicz. «Ojczyzna Wojnowo».


§5. Книгопечатание второй половины XIX - начала XX вв.
Типография единоверцев

"Во второй половине XIX в. была создана и еще одна единоверческая типография. В 1859 г. настоятель старообрядческого Спасо-Троицкого монастыря в Войнове, построенного на средства Преображенского кладбища, Павел Прусский (Петр Иванович Леднев) приступил к организации типографии. В это время он уже окончательно отошел от точек зрения федосеевцев на позиции поморцев-брачников. Устройство типографии в монастыре повлекло бы за собой небезопасные переговоры с прусскими властями (Войнов входил в состав Пруссии), да и предполагаемый репертуар изданий вызвал бы неудовольствие руководства Преображенского кладбища. Павел обратился за помощью к известному мазурскому типографу А. Гонсеровскому и под его прикрытием устроил свою типографию в Иоганнесбурге (ныне г. Пиш в Польше). Для освоения печатного дела Павел Прусский определил к Гонсеровскому своего лучшего ученика Константина Голубова (Константин Ефимович Чайков), который немало преуспел на новом поприще и вскоре стал реальным хозяином типографии. Он не только исполнял обязанности наборщика, печатника и корректора, но и являлся автором целого ряда публикуемых типографией вещей.

Вскоре после окончательного отъезда Павла Прусского из Войнова в 1867 г. К. Голубов, вслед за своим учителем, перешел в единоверие и, получив разрешение российского правительства, переехал в Псков, где продолжил свою книгоиздательскую деятельность. Здесь он стал священником единоверческой церкви, а затем и благочинным, вступил в члены братства св. Петра, занялся миссионерством. Эта деятельность Голубова отразилась на репертуаре типографии.

Известно, что наряду с книгами кириллической печати, Голубов издавал литературу гражданским шрифтом. Среди его продукции были "Книга о вере", "Очерки из быта старообрядцев-поповцев", "Единоверие и раздор". В Пскове он продолжил издание журнала "Истина". Однако, работа типографии в литературе освещена слабо, поэтому нет полного представления о ее репертуаре."

Починская И.В., «Старообрядческое книгопечатание». - Сайт «История и культура старообрядчества».


§6. Польская книга о Коннстантине Голубеве

"... Новая книга Евгениуша Иванца - результат большого исследовательского труда. Его научные занятия посвящены изучению истории, материальной и духовной культуры старообрядцев, бежавших из России. На эту тему в 1970 году он защитил диссертацию на степень доктора наук, а через семь лет выпустил в Варшаве книгу «Из истории старообрядцев на польских землях XVII-XX веков». Особое внимание автор уделил в ней истории старообрядческого монастыря в деревне Войново на Мазурских озёрах. Настоятель монастыря Пётр Леднёв, ставший известным под монашеским именем Павла Прусского, организовал печатание старообрядческой литературы. В ней остро нуждались не только старообрядцы, осевшие в Пруссии, но и оставшиеся на родине. Все они отказывались пользоваться церковными книгами, появившимися после реформ патриарха Никона, а старообрядческие типографии России были закрыты ещё в 1828 году.

В близлежащем прусском городе Иоганнисбурге (ныне г. Пиш в Польше) настоятель арендовал типографию Антония Гонсеровского и послал к нему для обучения печатному ремеслу Константина Голубева. Юный уроженец Режицкого уезда Витебской губернии в детстве с матерью попал в Пруссию и воспитывался в Войновском монастыре. В 1860 году 18-летний наборщик отпечатал кириллицей первые старообрядческие издания. Это была «Книга глаголемая Царский путь», а затем «Сборник сочинений о браках разных ревностных мужей», направленный против бытовавшей среди некоторых старообрядцев идеи безбрачия, ведущей к их вырождению.

В начале 1863 года Голубев женился на дочери состоятельного старообрядца. Это помогло ему выкупить типографию и приступить к изданию газеты «Истина». В ней печатались в основном собственные полемические статьи Голубева, часто направленные против крайностей старообрядчества. С 1867 года типография стала называться Славянской, а «Истина» приобрела размеры журнала, и в нём Голубев пропагандировал мысль о необходимости церковного единства. За два года в Иоганнисбурге вышли четыре книжки нового журнала. А сам Голубев вслед за Павлом Прусским склоняется к принятию единоверия.

В феврале 1867 года Голубев обратился к обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой разрешить перевозку типографии из Пруссии в Россию, обещая принять российское подданство и своими изданиями склонять старообрядцев к соединению с православной церковью. Надолго затянулось получение этого разрешения, а также особого дозволения привезти с собой всю обширную библиотеку, включая множество старообрядческих книг, ввоз которых по закону был запрещён; задержалось и таможенное оформление типографии.

Только 28 марта 1868 года Константин Голубев с матерью, женой и маленькой дочерью Екатериной поселился в избранном им Пскове. Затем прибыло оборудование типографии. Через три месяца, 1 июля, он приобрёл в городской управе билет на торговое и промышленное заведение, а 13 июля губернатор разрешил пользоваться в Пскове типографским станком размером 19х17 вершков. Для контроля за типографией Псковская духовная консистория заранее, 28 мая, назначила надзирателей - известных в городе церковных деятелей: протоиерея кафедрального Троицкого собора Михаила Кунинского и священника мужской гимназии Григория Тарасова, а станок поместили при типографии губернского правления в здании Присутственных мест.

В первую очередь Голубев возобновил издание журнала «Истина». Особым императорским указом от 16 октября 1869 года предписывалось рассылать журнал через благочинных причтам раскольнических приходов. Другим указом (от 17 сентября 1870 года) признавалось полезным распространять это издание также по духовным академиям и семинариям «для большего ознакомления с расколом, особенно в миссионерских классах».

В марте того же 1870 года псковский епископ Павел (в миру Прокопий Доброхотов) рукоположил Константина Ефимовича Голубева в священники единоверческой Троицко-Никольской церкви..."

Краевед Левин Н., «Польская книга о Коннстантине Голубеве». - Сайт «Псков City».


Подвиг 27-летнего миссионерского служения:


§7. Из книги «История Русской Церкви»

... Митрополит Филарет добился, чтобы в 1854—1857 гг. три храма на Преображенском кладбище и один на Никольском стали единоверческими. Важной мерой для укрепления единоверия Филарет считал создание единоверческого монастыря, который должен был подготовить собственное духовенство. Филарет полагал, что такое духовенство будет пользоваться большим доверием и авторитетом. Только в 1866 г. , после долгих усилий в Москве возник Никольский единоверческий монастырь, а немного позднее — Гуслицкий монастырь (недалеко от Москвы).

Надвратный храм быв. Никольского единоверческого монастыря

Надвратный храм быв. Никольского единоверческого монастыря

Никольский монастырь благодаря деятельности его настоятеля архимандрита Павла стал центром миссии среди поповцев и полемики с расколом. Павел Прусский (1821—1895), в миру Петр Лебедев, был в юности фанатичным приверженцем беспоповцев-федосеевцев. Сначала он был монахом в Стародубе, затем в 1847 г. уехал в Пруссию, чтобы основать там монастырь этой общины. Близ Иоганнисбурга он открыл типографию и ревностно занялся апологией раскола, результатом этих занятий был совершенно неожиданный переход в православную Церковь, совершенный вместе с пятнадцатью монахами своего монастыря. Павел сумел завоевать доверие митрополита Филарета, оценившего его познания в области учения старообрядцев, их методов апологетики и тонкостей их казуистики и увидевшего в Павле талантливого миссионера. Так Павел стал настоятелем Никольского монастыря и самым ревностным деятелем единоверия во 2-й половине XIX в.

Глава VII. Раскол, секты и меры против них. Стр.144.
История Русской Церкви. Книга восьмая. Смолич И.К. «История Русской Церкви. 1700-1917 гг.». Часть вторая. -М., Издательство Спасо-Преображенского Валамского монастыря, 1997.


§8. Из книги «История Пензенской епархии»

"... Большим событием в истории Поима явилось освящение в 1876 году заложенного за три года до этого на базарной площади каменного храма для единоверцев. Он был построен на ассигнованную Св. Синодом сумму в размере более 10 тысяч рублей при самом непосредственном участии священника Ксенофонта Никифоровича Крючкова. После смерти миссионера священника И. Невестина он был рукоположен епископом Григорием в этом храме в священнический сан, став настоятелем единоверческой церкви и миссионером. Собственное обращение в Православие он рассматривал как Промысел Божий, наставивший его на путь истинный, и до конца своих дней устроением единоверческих храмов по всей епархии, а затем и России старался искупить грех своей молодости – совращение многих в раскол, чему способствовало его незаурядное умение вести пропаганду своих идей. Не случайно, в первый же год его священнической деятельности к единоверию присоединилось 26 человек. В доме священника Крючкова, где раньше была церковь, в 1878 году по указанию Владыки было открыто женское училище, в котором из 39 учениц обучалось и 8 девочек из раскольнических семейств. И что любопытно, содержалось оно на средства купца Болотова, состоявшего в расколе.

В том же году г. Поим посетил известный миссионер, в прошлом авторитетнейший старообрядческий наставник федосеевского толка – одного из направлений в беспоповщине, настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве Павел Прусский (Леднев), единомышленник священника Ксенофонта Крючкова, десять лет уже как принявший Православие. В Поиме он трижды вступал в беседу со специально приглашенным поповцами для защиты австрийского священства знаменитым начетчиком Масловым из г. Саратова. И, как свидетельствовали очевидцы, “эти беседы произвели такое впечатление на раскольников более рассудительных, что они более не осмеливаются говорить худо о Церкви, православных же утвердили крепче стоять в вере православной”.

Для более успешного противодействия расколу Преосвященный Григорий еще в 1872 году предположил устроить по примеру других епархий при кафедральном соборе миссионерское братство, назвав его Братством Пресвятой Богородицы – в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери, спасшей в 1717 году Пензу от набега кочевников во время Большого кубанского погрома. 29 декабря он обратился к начальнику губернии за соответствующим разрешением и уже 3 января 1873 года получил его. В 1874 году в миссионерское братство изъявили желание вступить 350 человек, прислав в качестве взносов 463 рубля. В проекте устава братства говорилось, что оно “имеет цель распространения христианской веры между некрещеными, утверждения православной веры в крещеных инородцах и содействие ослаблению раскола, сближения раскольников всех сект с Православной Церковью и обращения их или прямо в Православную Церковь, или на правах единоверия; братство заботится о подготовке миссионеров, учреждает на свои средства школы в селах, где живут раскольники, магометане, помогает материально бедным, обращающимся из раскола в Православие или из магометанства в христианскую веру”..."

Глава 11. «Григорий (Евлампий Медиоланский), 1868–1881». Стр. 151-152.
Дворжанский А.И. «История Пензенской епархии». Книга I: Исторический очерк. -Пенза:, 1999. -512 с.


§9. Из истории Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря

"В 1858 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) [1782-1867] было положено начало возобновлению Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, целью построения которого было обращение к православию раскольников, которые населяли всю гуслицкую местность. Строителем монастыря был назначен иеромонах Парфений (Агеев) [1807-1878]. Это был человек сложной судьбы. Родом из Молдавии, воспитывался в среде старообрядцев. В 1839 г. Петр Агеев, он же бывший старообрядческий инок Паисий, уехал на Афон и там, в 1841 году принял монашество с именем Парфений в русском Пантелеимоновом монастыре. Он много странствовал по святым местам, бывал на Востоке, свои воспоминания изложил в книге - "Странствия по святым местам России, Молдавии и Турции" (М.:, 1854). На литературное творчество Парфения обращали свое внимание русские писатели того времени - Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Возвратясь на родину и сблизившись с Павлом Прусским, отец Парфений взялся проповедовать в среде старообрядцев, желая их соединения с Матерью-Церковью. В 1854 году инок Парфений поступил в братию Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре. Он был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и в 1856 г. назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Здесь через два года он получил задание подыскать места для новых миссионерских монастырей. Изучив почти все селения Гуслицкой местности и не найдя подходящего места, отец Парфений на речке Нерской набрел на деревянную церковь Спаса, при которой в двух избах жили священник, дьячок и церковный сторож. По преданию, церковь возрастом была лет 400, в ней хранилась чтимая даже раскольниками явленная икона Нерукотворного Образа Спасителя. Здесь и было решение основать обитель. В 1860 г. в монастыре был построен и освящен деревянный храм Нерукотворного Образа Спасителя с приделами Преображения Господня и Святителя Николая. В обители имелась прекрасная библиотека, включавшая в себя значительное количество старопечатных и рукописных книг, значительное собрание старинных икон - около 500. Гуслицкий монастырь отличался своим стройным неторопливым богослужением, которое должно было производить впечатление на старообрядцев..."

«История Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря». - Сайт «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение».


§10. Из книги «Единоверческие Храмы в Гуслицах»
Храм Рождества Христова в Малькове

"… После удаления из Гуслиц основателя и первого настоятеля местного новообрядческого Спасо-Преображенского миссионерского монастыря игумена Парфения, произошедшего в середине 1872 года, возможность проводить здесь свою миссионерскую деятельность получил известный единоверческий архимандрит, выходец из беспоповского старообрядчества, о. Павел Прусский. Прежде, ввиду неприязненных взаимоотношений между оо. Павлом и Парфением, который также будучи прежде старообрядцем, после своего присоединения к Церкви возненавидел все, что было связано с древним обрядом, даже в форме единоверия, о какой-либо деятельности по воссоединению местных старообрядцев на основе правил единоверия говорить не приходилось.

Когда нелюбимый ни старообрядцами-гусляками, ни даже братией собственного монастыря Парфений был смещен с должности духовным начальством и удален в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре, Павел Прусский и основанное им миссионерское Братство Св. Петра Митрополита смогли начать свою работу по обращению населения гуслицких деревень. Павел Прусский и его Братство не пользовались особым успехом у местных старообрядцев в силу того, что единоверие, существовавшее в Никольском единоверческом монастыре в Москве, настоятелем которого был о. Павел и в котором базировалось Братство, заметно отличалось от настоящего старообрядческого и единоверческого обряда. Немногие обращавшиеся в единоверие после миссионерских бесед обычно отправлялись в Москву в Никольский монастырь, где и совершался чин их перевода.

В 1874 году к единоверию присоединился крестьянин деревни Мальково Рудневского прихода Андрей Степанов. Он происходил из среды местных старообрядцев белокриницкого окружного согласия, с детства, равно как и почти все дети гуслицких деревень был научен грамоте и церковному пению по крюкам, знал богослужение. В общественной мальковской моленной Андрей считался усердным прихожанином, пел на клиросе. Старался посещать каждую церковную службу. Каждый год бывал на исповеди у своего духовного отца старообрядческого священника Семена Епифанова, жившего в деревне Шувоя в семи верстах от Малькова. Епифанов был протопопом над всеми гуслицкими старообрядческими окружными священниками. Заметив усердие к богослужению у Степанова, он благословил его принять должность уставщика при общественной моленной. Степанов исполнял эту должность на протяжении нескольких лет: читал Евангелие, кадил иконы, пел панихиды по усопшим. Андрей был человеком духовно ищущим и любил читать различную литературу. В 1872 году ему в руки попала книга "Восемь вопросов, поданных в Московский Духовный Совет бывшими членами Белокриницкой иерархии", резко изменившая его взгляды. Эту книгу Степанов читал своим землякам-старообрядцам, пытаясь объяснить важность изложенных в ней вопросов. Об этом сразу же сообщили Семену Епифанову, который приехал разбираться в Мальково. Беседа с Степановым положительного результата не принесла. Большая часть мальковцев слушать Андрея не желала, но пять человек селян все же оказались на его стороне.

В 1873 году, 30 ноября по старому стилю, в деревню Авсюнино того же Рудневского прихода посетил Павел Прусский. Он прибыл вместе с новым настоятелем Спасо-Гуслицкого монастыря о. Иеронимом для миссионерской беседы с местными старообрядцами. Во время этого мероприятия состоялось знакомство о. Павла с Андреем Степановым, который к нему быстро расположился и стал звать к себе в Мальково вместе с о. Иеронимом. Уже 1 декабря того же года оба отца-миссионера ответили на приглашение своим визитом. Степанов принял их к себе в дом и пригласил на беседу односельчан. Беседа затем продолжилась в доме местного старообрядца-беспоповца Артема Андреева. Доводы Павла Прусского сильно подействовали на Андрея и некоторых его односельчан. В начале 1874 года Андрей Степанов и еще двое мальковцев - Лазарь Иванов и Савва Давыдов, решили присоединиться к Церкви на правилах единоверия. Чин присоединения совершил сам Павел Прусский в своем Никольском единоверческом монастыре в Москве. В 1876 году к единоверию присоединилась жена Андрея Степанова и остальные члены его семейства, числом до десяти человек. После такого поворота события на Степанова ополчились его бывшие одноверцы, крайне недовольные его отступлением от окружного согласия и уводом всего своего семейства. Степанов же вместе с двумя своими собратьями по обращению начал работу по проповеди единоверия среди жителей рудневского прихода на ежесубботнем базаре, устраиваемом в самом селе Рудня. Эти беседы не остались без плода: в 1883 году к единоверию присоединились брат Андрея Григорий Степанов, а также крестьяне Малькова Иван Савельев, Евтей Иванов, Макар Лукьянов, Федор Устинов, Матвей Ульянов и Емельян Савельев со своими семействами. Для совершения чина присоединения также ездили в Москву к Павлу Прусскому [1]. В деревне было уже достаточно единоверцев для открытия здесь самостоятельного прихода.

В 1884 году мальковские крестьяне-единоверцы обратились к священнику рудневского прихода о. Матвею Преображенскому с просьбой отслужить в их деревне общественный молебен по единоверческому чину. О. Матвей обратился за разрешением в Московскую Духовную Консисторию, откуда был получен следующий ответ: "...пока мальковские крестьяне не имеют единоверческого священника и единоверческого храма обряды совершать по православной церкви..." [2]. Новообращенным единоверцам не оставалось делать ничего другого, как добиваться устроения в своей деревне единоверческого прихода с церковью и священником.

Единоверческий молитвенный дом в Малькове был построен в первой половине 1888 года. Его сооружение курировали сам Павел Прусский, настоятель Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря игумен Иероним и казначей Никольского единоверческого монастыря игумен Филарет. На строительство шли доброхотные пожертвования разных благодетелей, прежде всего Алексея Васильевича Смирнова, передававшиеся через о. Павла. В священники к новоустроенной моленной, по избранию прихожан был рукоположен Андрей Степанов, который и был отныне местным единоверческим священником до 1916 года. Молитвенный дом был открыт через совершение в нем водосвятия и окропление стен Святой водой. Вскоре было признано необходимым обращение моленной в церковь, так как для этого не требовалось особых затрат, а нужны были всего лишь алтарные принадлежности, вскоре приобретенные. Прихожане желали, чтобы освящение храма совершали знакомые им не первый год отцы Павел и Иероним, при участии других священнослужителей. Но архимандрит Павел Прусский к тому времени был уже сильно болен и не смог приехать на место. С разрешения духовных властей освящение храма во имя Рождества Христова было совершено 18 декабря 1888 года игуменом Иеронимом в сослужении прибывших из Никольского монастыря иеромонаха Мелхиседека и иеродиакона Иоанна. Помимо прихожан храма на освящении было много местных старообрядцев, собравшихся посмотреть на редкое в этих краях торжество. Участие в освящении старообрядной единоверческой церкви игумена новообрядческого Спасо-Гуслицкого монастыря Иеронима вызвало определенные проблемы с благочинным единоверческих приходов Московской епархии, настоятелем Никольского храма на Рогожском кладбище о. Виталия Лебедева и священником московской Троицкой единоверческой церкви у Салтыкова моста о. Иоанна Звездинского, недовольных также искажением старого обряда, которое сплошь и рядом допускали Павел Прусский и его сподвижники из Никольского единоверческого монастыря и Братства Св. Петра Митрополита. Подобная практика и приводила к тому, что Братство и проповедуемый им искаженный вариант единоверия не пользовались особым успехом у старообрядцев-гусляков, крайне трепетно относившихся к древнему богослужению [3].

В Мальковском приходе после его открытия насчитывалось всего 6-8 семейств прихожан. Другие старообрядцы в "прусское" единоверие, в котором в отличие от обычного старообрядческого и единоверческого обряда допускались всевозможные отклонения, идти не желали. Примерно в 1889 году, в ночь под Рождество мальковцы были разбужены звоном колокола. Поначалу люди решили, что о. Андрей Степанов раньше начал служить всенощную, и только затем уже, когда зарево осветило всю местность, поняли, что случился пожар и горит единоверческий храм. Пожар случился внутри церкви, полностью сгорела как сам храм, так и его внутреннее убранство, включая несколько крупных икон, отнятых в свое время при разорении полицией моленной в деревне Селиваниха [4].

В 1895 году в Малькове была построена взамен сгоревшей и освящена 10 сентября по старому стилю новая каменная церковь с небольшой колокольней на столбах..."

Михайлов С.С., «Единоверческие Храмы в Гуслицах». -Куровское:, 2001. Стр. 21-25. - Сайт «Храмы России»


§11. Из жизнеописания Егора Антоновича Антонова

"Миссионер, борец с расколом, крестьянин Тверской губернии (ум. в 1901 г.). Был в старообрядческом раскоре и принадлежал к Белокриницкому (Австрийскому) попвскому согласию. До своего присоединения к Православной Церкви, 11 лет прослужил помошником письводителя (секретаря) в канцелярии лжеархиепископа Московского Антония (Шутова). Обратясь, под влиянием архимандрита Павла Прусского в Православие, сделался деятельным книгопродавцем и распространителем книг издаваемых противораскольническим Братсовом св. Петра митрополита. Составил и подал Антонию (Шутову) вопросы о Церкви и иерархии, неоднократно потом изданные братством св. Петра Митрополита. Позже написал "Ответы на сто пять вопросов, сочиненных старообрядцами австрийского согласия" (М., 1892); "Рассмотрение изданной поповцами Австрийского согласия книги: Разбор ответов на сто пять вопросов" (вып. I, М., 1899; вып. II, М., 190 1); "Воспоминания о жизни в расколе и обращении в православие" (М., 1897); "Разбор Швецовских "показаний", что якобы православная Греко-российская церковь погрешила противу святого Евангелия" (М., 1893) и др."

«Памяти почившего миссионера». -М: "Миссионерское Обозрение", 1901, август. - Сайт «Словари и энциклопедии на Академике».


§12. Из жизнеописания схимонаха Пантелеимона (Прохорова)

"Схимонах Пантелеимон, в крещении Петр, основатель Костычевской Смоленской общины, родился в 1811 году в семье крестьянина села Старые Костычи, Сызранского уезда Симбирской губернии Савелия Антоновича Прохорова.

… После двадцати лет уединенных трудов подвижник открыл дверь своей кельи для посетителей. "С удивительным детским незлобием, простотою и кротостью он принимал к себе всех и каждого". Далеко распространившаяся слава о затворнике и подвигах Пантелеймона привлекла к нему множество богомольцев, а последовавшие после выхода из затвора исцеления увеличили этот поток. Шел простой народ, бывали и образованные люди, посещали и священники. Беседовавшие с ним говорили: "в нем воистину обитает благодать Божия". "Болящих различными недугами он помазывал маслом из лампады от Смоленской иконы Божией Матери или давал пить святой воды, и они получали исцеление. Бесноватым, прикованным иногда на цепи или связанным, после молебного пения Божией Матери с водоосвящением, старец давал пить святой воды и ложку деревянного масла из лампады, и бесноватые переставали биться и кричать и возвращались в дом здоровыми". Такова была теперь сила его молитв перед Господом и Пресвятой Богородицей.

Пришло время осуществиться благословению афонских старцев об обращении раскольников. В Сызранском уезде, как и во всем Среднем Поволжье, влияние старообрядцев было значительным. Непосредственно после реформы 1861 года оно даже усилилось на общем фоне колебания привычных устоев жизни. С конца 60-х - начала 70-х годов активную проповедь против раскола повел здесь архимандрит Павел (Прусский), бывший ранее сызранским купцом и видным деятелем старообрядчества. В 1868 году он примкнул к православной церкви на началах единоверия; после своего обращения он горячо желал вывести из заблуждения бывших своих товарищей по вере и написал серию работ по истории раскола и, главное, обличению его. Хорошо зная заблуждения старообрядцев по собственному опыту, о. Павел преуспел в своих устных и печатных увещаниях. В некоторых селениях (Шереметево, Канадеи) раскольники обращались целыми группами. Но не все доверяли о. Павлу; многих смущала его измена прежним убеждениям. Сомневающиеся отправлялись к широко известному костычевскому затворнику, чтобы посмотреть, каковы же православные светочи, и обсудить с ним свои сомнения.

Первыми из раскольников приехали к старцу Пантелеймону крестьяне села Канадеи; привезенные ими больные все получили исцеление. Возвратившись к себе, говорили, что "в православной Церкви благодать Божия еще никогда не оскудевала и не оскудеет", чему, мол, были сами свидетелями. С их слов приезжали другие. Видя "его добрую жизнь и чудесные исцеления страждущих", они обращались. В результате деятельности архимандрита Павла и старца Пантелеймона, как бы дополнявших друг друга (где не действовали богословские доводы - вступала благодатная практика подвижника), "все сколько-нибудь искренно верующие и ищущие душевного спасения" старообрядцы этого района обратились. По записям Марии Троицкой, сделанным со слов самого старца, он обратил более 2000 раскольников…"

Еп. Никодим (Кононов). «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.». Июль. -М.:, 1910.
Так же см.: «Старец Пантелеимон». - Сайт газеты «Благовест». 14.05.2004.
«Старец Пантелеимон: Старо-Костычевский монастырь». - Сайт газеты «Благовест». 16.06.2006.


§13. Из жития преподобномученика Варлаама (Коноплева), настоятеля миссионерского монастыря на Белой Горе
память: 12 августа (30 июля)

"Архимандрит Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплев) родился в 1858 году в Югокнауфском заводе Осинского уезда Пермской губернии от благочестивых и добродетельных родителей. Он писал о себе. На десятом году я выучился грамоте; молился с беспоповцами, со стариками и простолюдинами; когда стал приходить в возраст, полюбил читать Божественное Писание.

… Отправились мы с Писсовым в Москву, пришли к своему архиепископу Савватию, тут ночевали, а наутро отправились в Никольский единоверческий монастырь. Настоятель монастыря о. Павел принял нас с великой любовью. Мы пробыли в обители неделю. Секретарь о. Павла Михаил Евфимович Шустов показал нам все древности. И здесь привел мне Господь видеть своими глазами слова, о которых мы, старообрядцы, спорим и называем их нововведением и ересью: имя Иисус, символ веры без прилога "Истиннаго", аллилуйя трижды, в четвертый "слава Тебе Боже" и прочее.

Затем мы посетили разные библиотеки: единоверческую, Румянцевcкую, Синодальной типографии, Троице-Сергиевой обители. В Сергиевой обители видели книгу, писанную рукой преподобного Кирилла Белозерского, и символ веры в ней без прилога "Истиннаго". Оказалось, что Озерский показал все достоверно, что есть в книгах. Мы с моим спутником очень этому удивились и стали между собой рассуждать, что мы, старообрядцы, в чем Православную Церковь обвиняем, то все это есть в древнейших книгах, и, стало быть, мы все ошибаемся. Пробыли мы в Москве три недели, по вечерам часто приходили к о. Павлу, и он, забыв свою старость, подолгу с нами беседовал, и мы от него получили много пользы. Мы тогда ходили и толковали и со своей братией, с Перетрухиным и Михаилом Ивановичем Бриллиантовым и от них получили много вреда относительно соединения с Церковью. В Москве я накупил разных старинных книг для более углубленного рассмотрения. На обратном пути заехали в Казань и здесь побывали в Соловецкой библиотеке…"

Иеромонах Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним». Книга 2. -Тверь: "Булат", 1996., Стр. 188-203.


§14. Из жития священномученика Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского
память: 15 (2) сентября

"Священномученик Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) родился в 1871 году в селе Старухино Беланинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика.

… Владыка Феогност, высоко оценив познания Василия Лебедева на экзамене, решил по окончании им семинарии отправить выпускника для подготовки к делу миссии в Москву, к известному архимандриту Павлу Прусскому. Павел (Леднев) родился в 1821 году в городе Сызрани. Когда ему исполнилось 27 лет, он отправился в прусские пределы, почему и назван Прусским, там он устроил раскольничий монастырь и считался вождем так называемой "федосеевщины". Через 20 лет он осознал свои заблуждения и присоединился к единоверию.

Павел Прусский был самоучкой, основательно знал древнерусскую литературу, вдумчиво читал труды Отцов Церкви. Внимательное изучение книг и сопоставление богословского наследия с учением раскольников убедили инока Павла в неистинности последнего. Как человек искренней веры, он решил порвать с раскольниками. Для них это был сокрушительный удар, они полагали, что оставить их мог только человек, желавший жить в сытости и довольстве. Павла же они знали как строгого аскета.

Оставив скит, Павел Прусский переселился в Москву, где был единоверческий Никольский монастырь. Вскоре братия избрала его настоятелем. Былые заблуждения архимандрит Павел направил на службу истинному учению. Он составил много сочинений, которые издавались Священным Синодом. Писал он ясно и просто, доказательно опровергал все пункты учений раскола. Переход его в единоверие имел огромное значение для миссионерского дела. Старец Павел очень почитался народом, к нему обращались за духовным советом многие православные.

Встреча помощника миссионера Василия Лебедева со знаменитым миссионером Павлом Прусским произошла за год до блаженной кончины старца. Их беседа не только утвердила Василия в выборе своего призвания, но и в значительной степени повлияла на решение последовать иноческому пути. Архимандрит Павел благословил его на монашеский подвиг. Начав миссионерскую деятельность, Василий убедился, что призван целиком посвятить себя проповедничеству и что это возможно, если он станет монахом…"

Стрельникова Е.Р., «Житие Священномученика Варсонофия епископа Кирилловского». - Сайт «Ферапонтово».



Использованная литература:
1. «Повествование об обращении из раскола в православие крестьянина деревни Мальково Андрея Степанова». // "Братское слово", М., 1885, N7., стр. 459-465.
2. ЦИАМ, ф. 203, оп. 364, д. 86., лл. 1-6.
3. «Освящение единоверческой церкви в Мальково». // "Братское слово", М., 1889., N5, стр. 394-401.
4. «Старообрядцы», N2-3, Нижний Новгород, 1908., стр. 292-296.
5. «Памяти почившего миссионера». -М: "Миссионерское Обозрение", 1901, август.
6. Еп. Никодим (Кононов). «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.». Июль. -М.:, 1910.
7. «Литературная энциклопедия»: В 11 т. —М., 1929—1939. Т. 1. —М.: Изд-во Ком. Акад., 1930.
8. Иеромонах Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним». Книга 2. -Тверь: "Булат" , 1996.
9. Дворжанский А.И. «История Пензенской епархии». Книга I: Исторический очерк. -Пенза:, 1999. -512 с.
10. Михайлов С.С., «Единоверческие Храмы в Гуслицах». -Куровское:, 2001.
11. Починская И.В., «Старообрядческое книгопечатание».


Источники из интернета:
12. Стрельникова Е.Р., «Житие Священномученика Варсонофия епископа Кирилловского». - Сайт «Ферапонтово».
13. «История Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря». - Сайт «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение».
14. «Старец Пантелеимон». - Сайт газеты «Благовест». 14.05.2004.
15. «Старец Пантелеимон: Старо-Костычевский монастырь». - Сайт газеты «Благовест». 16.06.2006.
16. Журнал «Запад России»: "Православие в Восточной Пруссии" (записки). - Сайт «Город Калининград».
17. Польская газета «Меч духовный»: "Что имеем – не храним…" (о судьбе Войновского монастыря). - Сайт «Старовер-Поморец».