Автор:
В. Овсянников
ЮБИЛЕЙ НИКОЛЬСКОГО ХРАМА
Статья опубликована в:
«Журнале Московской Патриархии».
–М:, 1966, № 3. Стр. 22-26.
Храм святителя Николая на Преображенском кладбище в Москве, 1966 г. |
В московских храмах своеобразно отражена церковная старина. Одни храмы представляют интерес оригинальной архитектурой, другие являются свидетелями многих событий древности, иные замечательны необычайной историей их возникновения.
В минувшем году прихожане и клир московского Никольского (бывшего единоверческого) храма, что на Преображенском кладбище, отметили 175-летие со дня основания церковного здания. Юбилейное богослужение было приурочено ко дню празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», 22 декабря, и совершено Преосвященным Питиримом, епископом Волоколамским, в сослужении с приходским и городским духовенством.
После всенощного бдения епископ Питирим произнес проповедь, в которой, обращаясь к истории праздника, развил мысль, что скорбь является неизбежным следствием греха, а радость и мир человек находит в единстве с Церковью.
Никольский храм представляет собой примечательное в своем роде церковное здание. Он не имеет алтаря, завершающего центральный неф, как это принято в православном храмостроительстве. Храм разделен поперек глухой кирпичной перегородкой. Западная его часть — бывшая трапезная старообрядцев-федосеевцев — принадлежит ныне православным. В этой части храма — прямоугольной, вытянутой с севера на юг — расположены два алтаря: с левой, северной стороны — Никольский, с правой — Успенский. Восточную часть храма занимает старообрядческая «беспоповская» федосеевская община.
Деисис. |
История этого храма связана с историей московского старообрядчества и единоверия. Общеизвестно, как возник так назыв. раскол старообрядчества. «Федосеевское согласие» появилось в конце XVII в. на началах, свойственных всем «беспоповским» толкам. Федосеевцы отвергают институт священства и таинства в церковном их понимании. Основатель этого согласия — бывший дьячок новгородского Крестецкого Яма Феодосий Васильев (умер в 1711 г.) — принадлежал к старообрядческой «поморской северной общине». Однако он разошелся с учением «поморцев» и, уйдя в Польшу, положил начало новому «согласию». Позднее федосеевцы расселились по разным городам. Они организовали общину и в Москве на Преображенском кладбище.
Преображенское федосеевское кладбище было основано в 1771 году во время эпидемии чумы. Широкая христианская благотворительность московских федосеевцев влекла к ним толпы людей, пострадавших от эпидемии. К 1790 году община уже насчитывала около пятисот членов и более трех тысяч прихожан. Средства общины позволили ей возвести несколько каменных строений. В начале 90-х годов XVIII века устроителем кладбища купцом И. Ковылиным была построена и Успенская моленная (без алтаря и престола). В этой бывшей моленной теперь находятся под одной крышей и федосеевцы и православные.
В XIX веке единоверие, основы которого прочно заложил митрополит Московский Платон (Левшин), коснулось и Преображенского кладбища. В 1854 году шестьдесят три наиболее влиятельных федосеевца пожелали принять единоверие. Они хотели, чтобы Успенская моленная была освящена православным архиереем и обращена в единоверческую церковь. В левой стороне трапезной части моленной был устроен алтарь с престолом в честь Святителя Николая. В том же, 1854, году этот алтарь освятил по старинному обряду и старопечатным книгам митрополит Московский Филарет. При освящении митрополит Филарет был облачен в древние архиерейские одежды. Этим он словно выражал широту отношения Православия к церковной обрядности и давал правильную оценку её значения Православной Церковью.
Благовещение. |
Прошло менее трех лет, и уже не старообрядцы, а единоверцы добились расширения храма и пристроили с восточной стороны алтарь к центральному нефу Никольской единоверческой церкви. Он был посвящен Успению Божией Матери. Второе освящение, таким же чином, как и первое, совершил тоже митрополит Филарет в 1857 году.
Никольский храм Преображенского кладбища как единоверческий просуществовал до 1922 года, когда появился раскол так называемого «обновленчества». Многие храмы на окраинах Москвы оказались в руках «обновленцев». Они предложили старообрядцам занять переднюю часть Никольской церкви с Успенским алтарем. Себе же оставили бывшую трапезную часть с приделом в честь Святителя Николая. Тогда же старообрядцы и отгородились от обновленцев широкой стеной.
В 1923 году на правой, южной, стороне храма был сооружен алтарь, посвященный Успению Богоматери. С уходом «обновленцев» храм не перестраивался.
В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митрополита Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV — XVII веков. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери «Акафистная» (XVI век), древний образ «Софии Премудрости Божией» (XVI или XVII в.) и ряд других замечательных произведений древнерусской иконописи. Подлинным украшением иконостаса являются Царские врата и венчающая их икона «Тайная Вечеря», которые (и врата и икона) относятся к XV веку.
Положение во гроб. |
Столь же древние иконы находятся и в той части храма, что принадлежит старообрядцам. И перед теми и перед другими образами молился в свое время митрополит Филарет освящая единоверческие алтари. Теперь под общей кровлей, увенчанной общим куполом, с одним крестом Христовым, собираются верующие двух общин старообрядцы и православные. С небольшими внешними различиями, но на одном языке совершается богослужение и поклоняются одним святым иконам верующие люди.
Так сложилась история Никольского храма. Он некогда был и федосеевской моленной и единоверческой церковью. Теперь этот храм объединил в одном здании федосеевцев и верующих Русской Православной Церкви. Как сказал около ста лет назад митрополит Киевский Платон (Городцов) выдающийся русский иерарх, различие вероисповеданий — это перегородки, не достигающие неба. Какова высота этих перегородок? Да и можно ли измерить их? Никольский храм служит знамением общей надежды верующих в Господа Иисуса Христа на вожделенное единство, когда оно, по обетованию Божию, станет реальностью христианской жизни.
В. Овсянников.
Оригинальный текст статьи в формате DjVu: gmp_03_1966.djvu