Автор:
Дарья С. Головкова
Преподаватель Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
и сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации.
К вопросу об авторстве портрета архимандрита Павла Прусского из Государственного исторического музея.
Статья опубликована в сборнике:
«Искусство Христианского Мира». Сборник статей. Выпуск 6.
Издание: –М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. 2002. -392 с.
В 1999 году на кафедру реставрации икон факультета. Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского Института поступило несколько картин из Государственного Исторического музея. Одна из них сразу привлекла особое внимание.
На этой картине изображен старец примерно семидесяти лет в монашеском одеянии с наперсным наградным крестом Живопись эскизного плана выполнена на тонком светлом грунте профессиональным художником Лицо проработано довольно тщательно, облачение же и фон написаны широкой кистью очень свободно. Технико-технологические особенности произведения характерны для живописи рубежа XIX - XX вв. [1]
Картина поступила из музея с названием «Портрет Павла Прусского», и на ней действительно изображен о. Павел, что подтверждается сравнением с фотографией, опубликованной в книге Н.И. Субботина. [2]
Павел Прусский (в миру Петр Иванович Леднев) — личность незаурядная. [3] Он родился в 1821 г. в Сызрани. Его отец принадлежал к старообрядцам-беспоповцам федосеевского толка. Первую половину своей жизни будущий архимандрит Павел был верным федосеевцем и считался хорошим начетчиком. Приехав в Москву, он около года жил в старообрядческой Преображенской обители. Затем, в 1848 г., Петр отправился в Пруссию, где основал небольшой монастырь. Федосеевцы, напуганные действиями Николая I, хотели создать там свой новый центр. В 1850 г. Петр Леднев принимает в Злынском монастыре иночество с именем Павла и с 1852 по 1867 г. является настоятелем Прусской обители. Отсюда прозвище инока Павла — Прусский. В это время он считался главным вождем федосеевщины.
Со временем, движимый желанием привести беспоповское учение в соответствие с Евангелием, Павел начинает исправлять основополагающие положения беспоповского предания и, следуя словам Священного Писания, постепенно приходит к признанию Православной церкви как истинной. Он оставляет свое настоятельство и приезжает (с частью братии, последовавшей за ним) в Москву. Павел встречается с митрополитом Филаретом и получает благословение на жительство в Никольском Единоверческом монастыре. Здесь в неделю Православия 25 февраля 1868 г. над ним и его единомышленниками был совершен чин Присоединения к Православной Церкви. Это событие произвело сильное впечатление на старообрядцев, ведь Павел был одним из лидеров раскола. Он прекрасно знал святоотеческую и древнерусскую литературу, считался непобедимым в спорах о вере и обладал высочайшим нравственным авторитетом среди федосеевцев.
Движимый любовью к «заблудшим братьям вне общения со св. Церковью мнящим спастися», о. Павел начинает активную полемику со старообрядцами. «Если прежде был я проповедником лжи и клеветал на св. Церковь, не тем ли паче обязан теперь возвещать истинное о Церкви учение?» — писал он. [4] Полемику с расколом о. Павел считал своим призванием «Последние 27 лет его жизни были целиком посвящены пропаганде единоверия среди старообрядцев, сначала в звании инока Никольского Единоверческого монастыря, затем иеромонаха и настоятеля его, и, наконец, архимандрита». [5] Его миссионерская деятельность заключалась главным образом в литературных трудах по обличению раскола. Отец Павел писал просто и убедительно, большая часть его сочинений переиздавалась по нескольку раз.
Архимандрит Павел (Леднев) Прусский. |
В конце 1860-х и в 1870-х гг., пока ему позволяло здоровье, о. Павел совершал миссионерские поездки в старообрядческие районы, часто ПО приглашению самих старообрядцев. Он устраивал собеседования и в Никольском Единоверческом монастыре. Также старец участвовал в съездах противораскольнических миссионеров. «Прежде всего, побеждайте раскол кротостию и любовью», - говорил он. [6] Как Важно было слово о. Павла, показывают многочисленные письма, в которых люди самого различного звания просят его помощи и совета в вопросах веры. [7] За советами к нему обращались и иерархи Православной Церкви. Эта переписка обнаружена после смерти старца, по скромности своей о. Павел никому о ней не говорил.
Настоящий подвижник, о. Павел с юности привык вести аскетический образ жизни. Все денежные вознаграждения, которые он получал за свою деятельность, тратил на келейную школу и милостыню. В его школе учились грамоте дети несостоятельных родителей, обратившихся в Православие.
Единственная драгоценная вещь, которая была у о. Павла — наперсный крест, врученный Александром III. Возможно, этот крест и изображен на портрете. Старец очень почитал императора, и смерть Александра III в 1894 г. не могла не отразиться на его здоровье. [8] После продолжительной болезни о. Павел умер 27 апреля 1895 г. Старец похоронен у алтаря Никольского придела главной монастырской церкви, посвященной Успению Божией Матери. В духовном завещании старец еще раз подтвердил искренность своего перехода в Православие, которое как сам же писал, совершил «единственно по убеждению моей совести, утвердившись в сем решении Священным Писанием по долгом всестороннем рассмотрении, для достижения спасения убогой души моей». [9]
В процессе проведения реставрационных работ обратили на себя внимание следующие особенности: авторская надпись в левом верхнем углу портрета: «Копiя А(?) 1892» и надпись на подрамнике: «Епископ Павел Прусский из Единов. Монастыря», которая, видимо, выполнена при передаче в ГИМ. Здесь о. Павел назван епископом, однако, это неверно: он скончался в звании архимандрита Никольского единоверческого монастыря.
Изучение материалов, связанных с жизнью о. Павла, позволяет нам высказать гипотезу относительно авторства этого портрета. Н. Беренский в книге «Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность» пишет: «По скромности же своей о. Павел не снимал с себя и фотографий и, только уступая просьбам своего друга Н.И. Субботина, раза два снялся вместе с ним. Можно думать, что главным мотивом здесь служило старательное удаление даже от призрака славы». Ниже в примечаниях указывается, что «фотография вышла очень плохая, и мы не имели бы более или менее верного портрета о. Павла, если бы сыну того же Н.И. Субботина, художнику, не пришла счастливая мысль написать его портрет на полотне красками. Портрет этот в настоящее время находится в Хлудовской библиотеке». [10] Таким образом, в 1899 г. живописное изображение старца находилось в Никольском Единоверческом монастыре, так как и сама библиотека находилась там же. Алексей Иванович Хлудов завещал ее монастырю из уважения к о. Павлу. [11] А.И. Хлудов (1818-1882) был крупным промышленником и общественным деятелем, но известен сейчас благодаря своей уникальной коллекции старинных рукописей и печатных книг духовного содержания. Особенно знаменита византийская Хлудовская псалтирь IX в. Архимандрит Павел затем нередко пользовался материалами этой библиотеки. [12]
Более подробные сведения можно получить из переписки о. Павла и Н.И. Субботина, опубликованной в 1904 г. [13] Н.И. Субботин был профессором Московской Духовной Академии, редактором сочинений о. Павла и его другом. Так как их трудами было создано братство митрополита Петра, то переписка в основном связана с этим общим делом. Однако здесь встречаются и сведения о частной жизни. В комментарии к одному из писем 1895 г. Н.И. Субботин пишет о своем приемном сыне: «Мой любимый пасынок, талантливый юноша-художник, написавший мне превосходный портрет о. Павла и успевший уже на последних выставках представить замечательные, быстро раскупленные высокими и высокопоставленными лицами картины, писанные масляными красками и пастелью, изнемогал, снедаемый болезнью легких». Там же поясняется, что пасынком Н.И. Субботина был Алексей Дмитриевич Корольков [14], «прекрасный юноша, одаренный блестящим художническим талантом, учившийся тогда в Московской школе живописи и ваяния». [15]
В другом месте мы находим упоминание о поездке Николая Ивановича весной 1895 г. в Крым к «больному сыну художнику, написавшему три года назад прекрасный портрет о. Павла, глубоко чтившему его и сердечно им любимому». [16] Следовательно, мы имеем точный год создания картины — 1892. Уверенность, с которой пишет Н.И. Субботин, позволяет предположить, что на картине была написана дата.
На наш взгляд, все обнаруженные сведения относятся к одному портрету, написанному в 1892 г. Алексеем Корольковым с фотографии. Можно также предположить, что портрет о.Павла из ГИМ и портрет, хранившийся в Хлудовской библиотеке, — одно и то же произведение. Вероятно, картина была передана Н.И. Субботиным в Единоверческий монастырь после смерти старца. Так как библиотека Хлудова перешла затем в Исторический музей, то портрет о. Павла мог оказаться там же.
Не исключено, что могут существовать и другие изображения старца. Но, зная образ жизни о. Павла, можно предположить, что он никогда не позировал художникам. Портрет мог быть создан только по памяти или с фотографии. Отметим, что во всех известных нам изданиях, где есть изображения архимандрита Павла, воспроизводится только одна его фотография. [17]
В некоторых письмах, адресованных о. Павлу, содержатся просьбы выслать его портрет. Н.И. Субботин, в примечаниях к одному из таких посланий пишет, что старец не имел таких изображений «Он был против того, чтобы сниматься и распространять свои портреты из тщеславия или преувеличенного представления о важности своей персоны (как делают иные, даже и духовные лица); но принципиальным, так сказать противником фотографических портретов не был. Давно еще, в один из приездов ко мне в Сергиев Посад, снялся он вместе со мною у местного, весьма неискусного фотографа: этих, довольно плохих портретов было напечатано не более 4 экземпляров. Потом, уже недавно, дозволил снять с себя портрет, по усиленной просьбе одного из преданнейших учеников и почитателей, его сыну, фотографу-любителю, но также не для распространения. Еще 2 раза снимался он в общей группе противораскольнических миссионеров, приезжавших на бывшие в Москве съезды...». [18] Здесь Николай Иванович перечисляет все известные ему фотографии старца Он упоминает еще об одном, явно неудачном изображении старца, которое появилось во многих изданиях после смерти о. Павла Как видим, фотографий о. Павла мало, и, возможно, даже Н.И. Субботин не имел его качественного изображения. Тем большее приобретает значение портрет, написанный Алексеем Корольковым. Подпись художника не дает возможности ее однозначного прочтения, но наиболее вероятной кажется ее трактовка как буквы «А», верхняя часть которой плохо прописана, то есть первой буквы имени Алексей. О художнике известно немного. А. Корольков принимал участие в ученических выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества с 1889 по 1894 гг. и показывал, как правило, пейзажи. [19] Юноша также демонстрировал свои этюды на выставках Московского общества любителей художеств. [20] Портретные изображения для него не характерны и встречаются скорее как исключение. В 1892 г. он выставил на 15 ученической выставке этюд «Девочка» [21], который (насколько можно сулить по фототипии) по манере живописи очень напоминает портрет о. Павла. Алексей не отличался крепким здоровьем и умер в Крыму от болезни легких 13 апреля 1895 г., за две недели до смерти о. Павла. Художнику было не больше 25 лет. [22]
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что портрет, хранящийся в Государственном Историческом музее является уникальным - прижизненным и, может быть, единственным живописным портретом о. Павла. Написанный по фотографии, он все же передает непосредственное впечатление от личности этого замечательного подвижника. Важно, что люди, близко знавшие старца, считали это изображение удачным.
Мы хотели бы надеяться также на то, что наша работа поможет обнаружить и другие произведения Алексея Королькова, рано умершего талантливого художника.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Н/х. «Портрет Павла Прусского» (ГИМ. Инн. № 54762/2 ИI—3476. Холст, масло, 67,5x53;). Реставрационные работы проведены на кафедре реставрации Православного Свято-Тихоновского Богословского института студенткой Тульпой О.С. (руководитель Головкова Д.С.) в 1999-2000 гг. КП ПСТБИ 511.
2. Субботин Н.И. Памяти в Бозе почившего архимандрита Павла. М., 1896.
3. Сведения о жизни о. Павла приводятся, в основном, по кн.: Беренский Н. Архимандрит о.Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. Киев, 1899. Некоторые неточности в датах исправлены при сопоставлении с другими авторами, см.: Субботин Н.И. Памяти в Бозе почившего архимандрита Павла и др.
4. Беренский Н. Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. С. 107.
5. Оглоблин Н.Н. Письма Павла Прусского. М., 1904. С.1.
6. Беренский И. Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. С.135.
7. Одним из характерных посланий является письмо крестьянина Романа Савельева: «О. Павел! Припадаю к стопам ног Ваших с моею покорнейшею просьбою: не оставьте меня, Господа ради, без Вашего наставления, наставьте меня на истинную веру. Я очень поколебался в своей вере, а вера моя федосеевско-го беспоповского толку. Поколебался я в вере через Ваши сочинения, которые я читал. Ваши сочинения меня расстроили: Вам меня и следует и утвердить в вере. У меня только и есть надежды, что на Бога, во-вторых, на Вас» (Субботин Н.И. Памяти в Бозе почившего архимандрита Павла. С. 207-208).
8. Беренский Н. Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. С.5,145.
9. Там же. С. 15.
10. Там же. С. 144-145. В примечаниях на тех же страницах: «Портрет же, помещенный в "Христианском чтении" (за 95 г. июль) и в Крестном календаре за 96 г., по словам Н.И. Субботина, не выдерживают никакой критики».
11. Новикова Е.Б. Хроника пяти поколений. Хлудовы. Найденовы, Новиковы... М, 1998. С.22.
12. Беренский И. Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. С.125; а также: Синицын П.В. Никольский Единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском: Виды, древние иконы монастыря и его окрестности. М, 1896. С 13.
13. Субботин Н.И. Еще 15 лет служения Церкви борьбою с расколом (моя переписка с архимандритом Павлом за 1879-95 годы). М., 1904. Вып.2: 1887-1895.
14. Там же. С. 249.
15. Там же. С. 67.
16. Субботин Н.И. Памяти в Бозе почившего архимандрита Павла. С. 6.
17. Фотография, опубликованная у Беренского. воспроизводится в указанной книжечке П.В. Синицына а также вклеена в его альбом См: Синицын П.В. Никольский Единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском.
18. Субботин Н.И. Памяти в Бозе почившего архимандрита Павла. С. 29.
19. См. Каталоги выставок ученических картин в залах училища живописи, ваяния и зодчества с 12-ой по 17-ую. (М. 1889-1994).
20. Вторая выставка этюдов русских художников общества любителей художеств в Москве. М., 1890. С. 11. Четвертая выставка этюдов русских художников общества любителей художеств в Москве. М., 1892. С. 5.
21. Каталог 15-ой выставки ученических картин в залах училища живописи, ваяния и зодчества М., 1892. Фототипия 9.
22. А. Корольков поступил в училище не позже 1889 г., а в 1880-х гг. в училище не принимались лица моложе 12 и старше 18 лет. См.: Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951. С. 131.