Апостол Павел




Автор:

Высокопреосвященный Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич), митрополит Крутицкий и Коломенский


Слово опубликовано в: «Журнале Московской Патриархии».
1945 г. № 12. Стр. 18-20.


КОНЧИНА


Слово, сказанное в церкви Преображенского кладбища г. Москвы

С различными просьбами мы обращаемся к Господу словами церковных молитв во время богослужения. Мы просим избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды; мы молимся о плавающих, путешествующих, недугующих. Мы ищем себе прощения грехов и прегрешений наших. Среди этих прошений, с которыми мы обращаемся к Богу в часы богослужения, есть молитва, которая объединяет всех нас, при которой низко склоняются наши головы, а некоторые из нас сопровождают ее и земным поклоном. Это - молитва: "Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, у Господа просим". Мы просим у Господа - и несколько раз за каждым богослужением - о том, чтобы кончина наша была мирной и непостыдной. Это значит, что мы желаем того, чтобы смерть была для нас началом вечных радостей. Значит, мы ищем того, что составляет цель нашей земной жизни, того, к чему стремится всякая истинно-христианская душа. Вечное блаженство - заветная мечта - каждого христианина,.. и потому это прошение так близко сердцу каждого из нас.

Такая кончина, христианская и непостыдная, не может быть случайностью, не дается нам только по одному нашему, хотя бы и горячему - желанию. Ведь и плод не сразу мы видим созревшим на дереве. Весною он завязывается, летом наливается и зреет, и к осени мы его срываем. И христианской непостыдной кончине должна предшествовать христианская непостыдная жизнь.

Перед нашим духовным взором - распятый на кресте Господь Спаситель. В земной Своей жизни он учил как надо жить, чтобы быть достойным вечного счастья, а, умирая, с креста учит нас, как надо умирать. И об этом уроке смерти, какой дает нам всем умиравший на кресте Спаситель, Церковь всегда напоминает нам, помещая в каждом своем храме, на самом видном месте, изображение Голгофы с распятым Спасителем и предстоящими Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Из сердца умирающего Спасителя струится тот же поток любви, какою Он согревал и утешал человеческие души в дни Своего земного подвига: Он молится за своих распинателей. Он прощает покаявшегося разбойника. Он вручает Своей Матери все человечество, которое последует Его зову. Предсмертными Его словами были: "Совершилось" и "В руце Твои предаю дух Мой". В последнюю минуту Он говорит об исполненном им долге послушания Своему Отцу и до конца излитой любви к людям. Он выполнил то, что было в Совете Божием Ему предначертано, и в сознании исполненного долга, с миром, предает Свой дух небесному Отцу.

В сознании исполненного долга - источник предсмертного мира. И перед каждым из нас лежит жизненный долг. Есть долг перед семьей - у людей семейных; есть у каждого из нас разнообразный долг - перед Родиной и людьми; и есть долг, общий для всех верующих в Господа, - это долг перед Богом и своей бессмертной душой. Спаситель пострадал за нас, чтобы никто из нас для вечной жизни не погиб; и каждый из нас на земном своем пути должен спасать свою душу. Тот, кто с помощью Божией к этому и стремится, жаждет прежде всего царствия Божия и правды его, как завещал Спаситель, - тот готовит себя к христианской и мирной кончине.

Каждый из нас, верующих людей, с благоговением вспоминает обстоятельства блаженной кончины Божией Матери. Она лежит на предсмертном одре, окруженная апостолами, и, умирая, утешает их скорбящих. Предание говорит нам, что Она встречала смерть с улыбкой радости на устах. Для Нее смерть была переходом в объятия Ее Сына и Господа. И это потому, что от юности Своей Она сумела сохранить чистой Свою душу, умела быть терпеливой и преданной воле Божией во всех Своих земных лишениях и страданиях и в сердце Своем зажгла неугасаемый огонь любви к людям. Плодом ее святой жизни была и святая кончина.

Кто из нас может без умиления вспомнить о кончине преподобного Серафима? Предчувствуя близкую смерть, он просил заблаговременно ископать для него могилу. Накануне своей смерти - это было 1 января 1833 года - он подошел к своей могиле и, стоя около нее, в течение долгих минут пел пасхальные песнопения. В эту же ночь, на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери Умиление, он под утро отошел к Господу."Честна пред Господем смерть преподобных Его". "Блажени мертвии, умирающие о Господе".

За каждым вечерним богослужением Церковь напоминает нам еще об одной кончине, когда поет песнь: "Ныне отпущаеши..." Старец Симеон, принявший на свои руки сорокадневного Божественного Младенца, с миром прощается с жизнью, радуется своей смерти. Почему? Евангелие дает этому объяснение. Оно говорит о том, что Симеон был "праведен и благочестив". Он был праведен-всю жизнь хотел "ходить в законе Господнем" (Пс. 118, 1). Он был благочестив, являясь исполнителем церковных заповедей о молитве, посте, покаянии. Этим путем он шел к своей смерти. Этот путь - путь праведности и благочестия единственный, который ведет к мирной и непостыдной кончине.

Искренняя горячая молитва утром та. вечером в нашем молитвенном домашнем углу; вздохи и покаянные слезы кающегося грешника, о которых, может быть, знает только един Сердцеведец Господь; всякое, даже самое малое, доброе дело, также, может быть, известное только одному Господу, - все это крупицы, из которых составляется наше духовное богатство. Об этом богатстве сказал Спаситель, что его и вор не украдет, и ржавчина не съест, и огонь не истребит. По словам св. апостола Павла, "мы созданы для дел благих," и чем больше христианин накопит за свою земную жизнь такого духовного богатства, таких добрых дел, тем он лучше приготовит себя к кончине.

Сегодня мы вспоминаем день кончины преподобномученика Лукиана. Перед смертью он пострадал за Христа и избитый, израненный, со сломанными костями, был прикован к полу темницы цепями. В таком состоянии, еле шевеля языком, он имел в себе силы утешать христиан, приходивших тайком от стражи поплакать около него. И он умирал, радуясь. Откуда эта сила духа? В его вере, несомненной и убежденной вере в Божие обещание взять навсегда к Себе верных Ему детей; в надежде на то, что Господь, обещавший идущих к Нему не оттолкнуть от Себя, простит все вольные и невольные грехи; в горячей любви к Нему, которая ищет, как об этом учит св. апостол Павел, вечного общения с Богом.

Может ли быть мирной такая кончина, когда только в предсмертные минуты умирающий вспомнит о том, что он прожил свою жизнь бесплодно, в одной лишь суете, грехах, служении телу, и увидит, как много на его совести грехов и вовсе нераскаянных, и неискупленных перед Богом ?

Будем же готовиться к кончине своей сегодня, не откладывая на завтра, потому что никто из нас не знает, когда будет угодно Богу отозвать нас к Себе, и, пока и глаза видят, и ноги ходят, и в груди бьется живое сердце, каждый из нас пусть потрудится для своей души и для ее вечного богатства. Мы все оставим на земле: и одежды, о которых мы нередко чрезмерно заботимся, и любимые вещи, и близких людей; возьмем с собою только то духовное богатство, которое сумеем скопить.

Не унывайте те, кто был беспечен до сих пор! Для того, чтобы никто из нас не падал духом на пути к своей кончине и к вечной жизни, Господь оставил нам притчу о работниках, вышедших в одиннадцатый час на работу. И они получили у доброго хозяина ту же награду, какую получили и вышедшие на работу с утра.

Объятия Отчи - широки, любовь Божия - неиссякаема. И тем страшнее этим злоупотребить и об этом забыть на пути к вечной жизни. Будем не только молиться о том, чтобы кончина наша была христианской и мирной, но и будем сами себе ее готовить.